Оно приурочено к 118-летию со дня рождения народного художника России Кондратия Петровича Белова.
23 марта в музее собрались его родные и близкие, его ученики. Среди гостей известные омские художники, литераторы, журналисты. Открывая выставку, директор музея Владимир БЕЛОВ, внук Кондратия Петровича, поблагодарил присутствующих и подчеркнул:
— Приятно, что память не только в картинах, но и в людях, которые помнят. Его работы бережно хранят в школе искусств в селе Пача, где он провел детство и юность. Его помнят в поселке Яшкино, городе Юрге. К беловскому роднику ходят сельчане Пачи за чистой водой, вспоминая о своем земляке, прославившем их родное село. Сегодняшняя выставка-это старт долгосрочного проекта по подготовке к 120-летию Кондратия БЕЛОВА. В планах проекта — помимо выставочной работы, образовательной деятельности, пленерных поездок — ещё и ремонт здания музея.
Министр культуры Омской области Юрий ТРОФИМОВ передал музею праздничное приветствие, в котором поздравил всех с открытием выставки патриарха сибирской живописи Народного художника России Кондратия БЕЛОВА и с Днём работника Российской культуры, а также сообщил:«В планах — ремонт здания и многие другие мероприятия. Будет создан оргкомитет по подготовке к празднованию 120-летия художника».
Музей поздравил старинный друг дома семьи Беловых известный омский художник Виктор ДЕСЯТОВ, который поделился воспоминаниями о том, как в 1957 году, когда открылся Дом художника, он, тогда ещё 25-летний, близко познакомился с Кондратием Петровичем и Софьей Михайловной Беловыми и, глядя на их добрые семейные отношения, впервые задумался о том, как важен правильный выбор спутницы жизни для художника.
От имени Союза художников музей поздравила Татьяна КОЛТОЧИХИНА, особо подчеркнув значимость сохранения традиции «Рисовальных понедельников», организаций пленеров -«именно это создаёт возможность формирования вокруг музея культурной среды». А искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА, научный сотрудник Либеров-центра, добавила:
— В Дни памяти мы обозначаем для себя значимость таких художников — ХХ век прошел для нас в созидании — в создании коллекций. Здесь есть всё — и пленеры, и просвещение, и сохранение. Здесь, в этом доме, есть сердце. И сегодня мы говорим о том, что реализм не умрёт — он только раздвигает свои границы.
Вниманию зрителей представлены именно те живописные и графические работы мастера, которые в единой экспозиции максимально ярко демонстрируют мощь и многогранность его дарования. Например, знаменитые панорамные пейзажи, в которых художник традиционно выбирает высокую точку зрения, позволяющую запечатлеть широко простирающееся — огромное пространство. И буквально в каждом его пейзаже — разное по колористике и по настроению, но всегда узнаваемое — необыкновенно красивое небо. У омских художников бытует термин «кондратовское небо» (по одной из легенд, сам Кондратий Петрович так назвал эту самобытную манеру письма при изображении неба).
Важное место в наследии БЕЛОВА занимают также пейзажи «исторические», повествующие об Омске. Это художественные работы эпического жанра, — интересно, что в них сюжетно-повествовательная составляющая находится в гармоничном равновесии с пейзажными задачами. Датировка момента, зафиксированного на полотне, всегда точна и может быть аргументирована не только датами из истории России, но и из истории костюма, из истории архитектуры. Историческая и топографическая точность в этих работах удивительны — всё воссоздавалось художником по памяти, — ретроспективно. Отличительной особенностью эпических пейзажей БЕЛОВА является их неспешная подробность, внимание художника к деталям. В историю живописи Кондратий Белов вошел прежде всего как автор жанра сибирского эпического пейзажа.
Ровесник ХХ века, Кондратий БЕЛОВ стал свидетелем и участником многих исторических событий, происходивших в Западной Сибири. По достижении призывного возраста крестьянин БЕЛОВ, уроженец сибирского села Пача, был мобилизован в армию Колчака, в которой ему пришлось прослужить несколько месяцев. Затем он перешел в ряды Красной Армии. Был страстно увлечён рисованием. Случайно на его рисунки обратил внимание командир и в дальнейшем талантливый красноармеец получил от командования направление в художественную студию. Гражданская война, революция, первые годы становления советской власти — эти трудные времена формировали личность художника. Тема Гражданской войны навсегда стала одной из основных тем его творчества.
Куратор выставки научный сотрудник музея Людмила ОЛЕЩЕНКО подчеркнула:
— Время не властно над произведениями больших художников. В этом убеждает выставка, обращенная к каждому, кто придет в старинный дом-музей. В экспозиции «Художник на все времена» зрители увидят знаковые работы художника, такие как «Лесосплав на Иртыше» (1948 г.), «Село моей юности» (1987 г.), иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-горбунок», к книге стихов Тимофея Белозерова «На нашей реке». Также они познакомятся с копиями фрагментов картин Кондратия Белова, выполненных в музее учащимися «Дома детского творчества ЛАО» на занятии художника-педагога Ларисы ДЕГТЯРЁВОЙ по теме «Следуем кисти мастера».
Завершился вечер традиционными для этого дома дружескими разговорами за чашкой чая с пирогами. А в соседней комнате звучали детские голоса младших Беловых — уже праправнучек. Было приятно отметить, что в неформальной обстановке, за столом, в этот День памяти Кондратия Белова много тёплых слов прозвучало и в адрес таких мэтров, как Алексей ЛИБЕРОВ, Василий ВОЛКОВ, Тимофей КОЗЛОВ, Константин ЩЕКОТОВ. Традиции этого доброго дома бережно хранятся и продолжаются.
Выставка ждёт посетителей по адресу ул. Ч. Валиханова, 10.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ