Все рубрики
В Омске понедельник, 22 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,0206    € 96,0371

В генерал-губернаторском дворце ходил лифт и жили царские особы

29 декабря 2023 18:30
0
4541

К вековому юбилею Омский музей имени М.А. Врубеля показывает экспонат номер один. 

В декабре 2024 года 100-летие будет отмечать Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Именно 21 декабря 1924 года в стенах бывшего дома генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края распахнула свои двери картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. С этого события началась история Омского музея имени М.А. Врубеля. Однако «биография» здания значительно длиннее. И в преддверии важной даты музей открыл долгосрочную выставку «Генерал-губернаторский дворец. Начало», где знакомит зрителей с интересными страницами истории экспоната номер один. 

В экспозиции – произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, редкие книги, являющиеся жемчужинами музейных фондов, а также фотографии, документы, произведения из собраний других музеев, Исторического архива Омской области, Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. 

Впервые после реставрации демонстрируется створка исторической входной двери дворца. 

Необходимость строительства представительского дома назрела в середине XIX века. Поскольку Омск занимал важное геополитическое место в Российской империи, ни один путь в Азию не проходил мимо него. В Омске бывали важные гости, и нужно было место для их приемов, а иногда и размещения. Движение в эту сторону начал еще генерал-губернатор Г.Х. Гасфорд, но окончательно к строительству приступили уже при Александре Осиповиче Дюгамеле. Автором проекта стал знаковый для Омска архитектор Фридрих Вагнер. На выставке можно увидеть подлинный план будущего дворца с автографом Дюгамеля и его резолюцией: «Утверждаю». 

– Для генерал-губернаторского дворца Вагнер выбрал стиль итальянского палаццо эпохи Возрождения, – рассказывает куратор выставки Ирина СИМОНОВА. – Это было очень модно в то время. Но, конечно, архитектор учел и некоторые особенности сибирского климата. В частности, крыши были сделаны треугольные, а не плоские, как в Италии, чтобы по ним мог скатываться снег. Также был сделан теплый тамбур с двойными дверьми и козырек над подъездом. Вагнер был новатором и применял нововведения, немыслимые до этого. Например, раньше во дворцовых интерьерах лестницы делались из мрамора. Вагнер заказал чугунную лестницу на знаменитом Каслинском заводе под Екатеринбургом. Чтобы испытать ее прочность, несколько дней на каждой ступеньке лежал тяжелый груз и по ним ходило большое количество людей. Также в этом здании Вагнер сделал самый первый в Омске лифт. Правда, он был внешний, чтобы поднимать постиранное белье в жилые помещения. 

В 2008 году при замене окон в генерал-губернаторском дворце музейщики сделали интересную находку – куски бумаги, использовавшиеся для утепления. Реставраторы выяснили, что это не просто бумага, а исторические обои. Когда их разобрали по слоям, в самом нижнем нашли обрывок газеты «Московские ведомости» от 21 марта 1861 года. То есть практически в этих слоях обои с самого начала жизни дворца. Сегодня зрители снова могут прикинуть их на стены с помощью интерактивной витрины. Вообще вся выставка оснащена подобным оборудованием. 

Так как дворец был построен в основном для приема гостей, то их действительно здесь было немало. В разное время тут побывали Чохан Валиханов, Николай Пржевальский, знаменитый исследователь Арктики Адольф Норденшельд, автор «Жизни животных» Альфред Брем со своим коллегой Отто Финшем, который впоследствии написал книгу «Путешествие в Западную Сибирь». Книга есть на выставке, на одной из ее страниц – фотография куланов, степных ослов, которых Брему и Финшу подарили в Омске. Но путь предстоял долгий, и путешественники не могли их взять с собой, лишь сфотографировали. 

Несколько комнат на втором этаже, примыкающих к парадному залу, называют «царскими». Здесь останавливались члены императорской семьи, и в частности цесаревич Николай (будущий император Николай II) во время своего путешествия на Восток, предпринятого в 1890–1891 гг. 

– Это было, пожалуй, самое громкое посещение, – говорит Ирина СИМОНОВА. – На Николая Александровича оно тоже произвело сильное впечатление. Он оставил в своих дневниках очень много записей об Омске, в том числе о каких-то экзотических моментах – что, например, «возили за реку к киргизам». Киргизами тогда называли казахов. Там было казахское стойбище, где для будущего императора устроили показательные скачки на лошадях, напоили его кумысом. То есть впечатлений масса. А жил он именно здесь, в этих комнатах. В них он отдыхал, работал. И, в общем, пребывание в Омске ему пришлось по душе. 

В числе уникальных экспонатов выставки – акварель «Утро в степи», созданная художником Николаем Гриценко, сопровождавшем цесаревича в его путешествии, а также записка Николая Рериха, оставленная во время посещения омской картинной галереи в июне 1926 года: «Прошу сделать темный простой ободок вокруг моих картин, на что прилагаю десять рублей». 

Небольшой раздел «Дом свободы в Белой столице» освещает художественную жизнь города во время правления адмирала Колчака. А правительство его, как известно, размещалось в генерал-губернаторском дворце. И есть несколько фотографий, сделанных в этих интерьерах французским еженедельным журналом «Зеркало». 

Раздел «Федор Мелехин: “Основание галереи было положено мною”» рассказывает уже непосредственно о создании музея. 

Завершает выставку раздел «Дворцовые истории». Так называется книга, подготовленная коллективом сотрудников Музея имени М.А. Врубеля и вышедшая в свет в 2022 году. Собственно, она и послужила своеобразным «планом» нынешней экспозиции. 

Фото © Эльвира КАДЫРОВА



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.