Выставка открылась в музее «Либеров-центр».
Всероссийская выставка «Мозаика» (0+) проходит в рамках проведения I Всероссийского фестиваля мозаики «Омские птицы». Проект инициирован омским художником-мозаичистом Антоном КОЗЛОВЫМ, поддержан на местном уровне, а также получил грант Президентского фонда культурных инициатив.
Мозаика (искусство создания изображения из кусочков различных материалов) появилась во второй половине IV тысячелетия до нашей эры в Месопотамии, где с ее помощью украшались дворцы и храмы. Позже были известны такие периоды расцвета мозаики, как римский и византийский, в Россию она пришла с началом христианства, а особую популярность приобрела во времена СССР в качестве монументального искусства.
Различается и много техник мозаики: галечная, мраморная, витражная, русская, флорентийская и другие. Помимо широко распространенной смальты, в ней используются природные камни, витражное стекло, янтарь, керамика, металл. Различные техники и материалы можно увидеть сейчас на выставке, где представлены работы художников-мозаичистов из всех уголков страны.
Екатерина КОЛОТОВА из Санкт-Петербурга в работе «Две утки» (реплика с античной мозаики) использует натуральный камень.
Также камень в стиле римской мозаики можно увидеть у омички Ксении КРИВОРОТ.
Галина КОЛОМЕНСКАЯ (Москва), Константин ЧЕРНЫХ (Омск) и Лариса ВАСИЛЬЧЕНКО (Севастополь) работают с витражным стеклом. Их декоративные панно демонстрируют современные подходы.
Автором нескольких работ на духовную тему выступила Аделаида РОШ (Новосибирск). Искусству мозаики она училась в Италии.
Художник из Санкт-Петербурга Инга РОМАНОВА создала серию мозаик из смальты, вдохновившись произведениями Густава Климта, Фриды Кало и Винсента Ван Гога.
Техника «варварской» гальки эффектно выглядит у другой петербурженки Екатерины СЕНЮШКИНОЙ в композиции «Колыбель жизни».
Память о советском мозаичном искусстве, конечно, рисует нам многометровые панно на фасадах зданий, во внутренних помещениях, и сейчас немного удивительно видеть компактные работы, размер которых иногда не больше ладони.
– Действительно, искусство мозаики, прошедшее разные свои этапы, пришло вот к такой форме, – отметила на открытии выставки заведующая отделом научно-просветительской и экспозиционной деятельности музея «Либеров-центра» – искусствовед Галина ЛУЗЯНИНА. – Работы мозаичистов приобрели сегодня станковый характер. Хотя назначение мозаики очень широкое, масштабное, большое. И мы с радостью всегда воспринимаем мозаичное искусство на станцих метро, мы видим это в больших витражах, но понятно, что сегодня оно обретает популярность уже с другой стороны.
Надо заметить, именно небольшой формат работ позволил выставке органично разместиться в зале «Либеров-центра».
– Поначалу мы немного испугались, – признается директор музея Елена БУЙНОВА. – Это действительно страшно – показывать монументальное искусство в нашем камерном пространстве, где до этого преимущественно проходили выставки пастелистов. Пастель – искусство эфемерное, легкое, как облако краски, очень изящное, изысканное. Но и мозаика, и пастель похожи тем, что становятся важными и значимыми в определенные исторические периоды. Что касается мозаики, тут можно говорить и про древний мир, и про Помпеи, и про базилики Франции, и про Византию, и про современное развитие этого искусства. Выставка получилась интересной, потому что на ней представлены различные техники и материалы, отсылы к разным историческим эпохам. Наш маленький камерный зал объединил около тридцати участников из десяти городов нашей страны, от Севастополя до Владивостока.
Крупные выставки мозаики проходят в России не впервые, но – впервые в Сибири и конкретно в Омске. Поэтому выставку посетило много почетных гостей, в числе которых член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник России, профессор Мария КРАСИЛЬНИКОВА (Москва).
– Я секретарь по монументальному искусству Союза художников России, и мне очень интересно и даже профессионально важно увидеть, как работает в этом направлении Сибирь, – заметила она. – Это очень полезная для меня поездка, я благодарна за приглашение, и буду просить вас присылать нам мозаики на наши программы. Еще хотелось бы, чтобы эту выставку обязательно увидело руководство города и в дальнейшем использовало людей по назначению. То есть не краской каждые три года перекрашивать городские стены, а сделать что-то раз и чтобы стояло столетиями.
Выставочный проект проходит в музее «Либеров-центр» в год его 30-летнего юбилея, о чем упомянула заместитель министра культуры Омской области Светлана БАКУЛИНА:
– Место, где мы находимся – это прямо-таки территория парадоксов. Потому что с одной стороны пастель, с другой стороны мозаика: традиции, которые годами закладывались здесь, и совершенно новое, эксперимент. И вот у вас, подходя к вашему 30-летию, все больше и больше этих экспериментов, что дает возможность демонстрировать искусство самое разное, помогать развиваться направлениям, которые, казалось бы, ушли или где-то не столь востребованы. Это и уже много лет стрит-арт, и сейчас мозаика – искусство, которое переживает очередное перерождение. Все это дает возможность развиваться и самому музею.
Выставку «Мозаика» можно будет увидеть в течение месяца. Также работы российских мозаичистов демонстрируются в Музейно-выставочном комплексе «Россия – моя история».
Фото © Эльвира КАДЫРОВА