О начале начал изобразительного искусства вспомнили даже живописцы и скульпторы.
В Доме художника открылась выставка «Карандашный рисунок». Ее цель – привлечь внимание к исчезающей технике, являющейся при этом основой любого вида изобразительного искусства. Недаром рисунок – то, с чего начинается профессиональное обучение.
– Художник ценится по его рисунку, – говорит организатор и куратор выставки Людмила БЕЛОЗЕРОВА. – За живописью можно чего-то и не заметить, а тут уже не за что спрятаться. К сожалению, сегодня даже в профессиональной среде нередко можно услышать мнение, что карандашный рисунок – это скорее вспомогательный рабочий материал, нежели самостоятельное произведение. Надеюсь, эта выставка сможет убедить в обратном. Простой карандаш не претендует на популярность, но он может раскрыть невероятное богатство внутреннего мира художника, проявить его характер и энергетику.
На выставку принимались работы без срока давности, главным требованием было – отсутствие цвета. Выставочный зал погрузился в черно-серо-белую гамму, которая неожиданно выявила, как эффектна, глубока и многогранна может быть работа с тоном, и как при минимуме средств можно добиться максимальной выразительности.
Участие в выставке приняли и живописцы, и скульпторы (например, Александр КАПРАЛОВ), и графики – всего 44 человека. Выразительный портрет «Папа говорит» представила Елена БОБРОВА, кажется, едва ли не главный наш «цветовик». Знакомой иронией и метафоричностью наполнены рисунки Георгия КИЧИГИНА. Они датированы 2006 годом, но по-прежнему откликаются на злобу дня. Взять хотя бы работу «Опасность птичьего гриппа», где мужчина с подозрением поглядывает на крылья смущенного ангела.
В карандашном «зародыше» зрители увидят известные работы Лидии ЗАРЕМБЫ в стиле «ню» и графику Сергея КРАМОРОВА. Среди авторов много и новых имен.
– Как куратор я проявила инициативу и лично обзвонила практически всех омских художников, – рассказывает Людмила БЕЛОЗЕРОВА. – Убедила их, что хочу собрать бриллианты, поэтому, пожалуйста, поищите. И здесь сегодня самые разные работы. Есть те, которые уже пожелтели от времени, а есть сделанные специально для выставки. Участие в ней приняли даже художники из других городов. Одну работу нам прислали из Санкт-Петербурга. Откликнулась бывшая омичка Любовь СЕРОВА, которая сейчас живет в Екатеринбурге. Есть авторы из Исилькуля, есть люди, которые раньше никогда не выставлялись. И еще я разместила в зале работу Анатолия СТАРЦЕВА, замечательного графика, которого уже нет в живых и которого я просто боготворила, будучи студенткой. Вообще я формировала экспозицию по своему эстетическому восприятию, поэтому, мне кажется, она имеет такой цельный вид.
Людмила БЕЛОЗЕРОВА много лет известна как педагог. Недавно она завершила свою педагогическую деятельность и собирается заниматься выставочными проектами, популяризирующими графику. Хотя тут тоже есть педагогический посыл: на подобных выставках студенты и начинающие художники будут познакомиться с лучшими образцами этого вида искусства. В следующий раз Людмила Ивановна собирается обратиться к цветной графике. И если найдутся желающие поддержать проект, то выставка может стать межрегиональной и даже конкурсной.
Пока же зрителей приглашают на «Карандашный рисунок». Экспозицию можно посетить до 13 марта. В рамках выставки состоятся кураторские экскурсии и мастер-классы.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА