Итоги года розничного продуктового рынка в Омске за 2016 год
Главное событие продуктовой розницы 2016 года произошло в конце ноября – декабре. В Омск вернулась «Пятерочка». Самый первый магазин этой сети открылся 25 ноября по адресу: ул. Перелета, 2. Данная торговая точка оказалась юбилейной для сети – это восьмитысячная «Пятерочка» в России. Ради этого события в наш город даже приехала генеральный директор торговой сети «Пятерочка» Ольга НАУМОВА, которая подписала с правительством Омской области рамочный договор.
«Пятерочка»
Как сообщил правительственный портал «Омская губерния», в открытие новых омских продовольственных магазинов в 2016 – 2018 годах компания «Х5 Ритейл Групп» намерена вложить 1 млрд рублей. Еще 1,3 млрд рублей планируется инвестировать в развитие распределительного центра на территории Омской области, а также создать не менее 1000 новых рабочих мест. В рамках соглашения компания обязуется плотно работать с омскими поставщиками.
В Омский городской совет поступило официальное обращение от начальника управления по категорийному менеджменту и маркетингу Сибирского дивизиона ФТС «Пятерочка» (ООО «Агроторг») Алексея СМАЛЮКА с просьбой разрешить бессрочно использовать герб города Омска: «В целях стимулирования продаж товаров омских производителей в магазинах федеральной торговой сети «Пятерочка» просим согласовать использование герба Омска на стопперах. Стопперы предназначены для выделения на полке ценников омских производителей». На стопперах предполагается надпись «Покупай омское» и герб города.
Доля продукции местных производителей в ассортименте «Пятерочек» в Сибирском федеральном округе составляет 20%. В универсамах представлена продукция около 60 местных производителей, треть из которых – из Омской области. В дальнейшем сеть предусматривает два формата работы с местными поставщиками. Это прямые поставки товаров, а также сдача в аренду торговых площадей от 20 кв. м внутри магазина. Так благодаря введенному формату shop in shop (магазин в магазине) «Пятерочка» планирует привлекать омских предпринимателей, занимающихся реализацией готовой продукции.
В течение декабря ритейлеру удалось открыть 8 магазинов, но к 2018-му учредители обещают вырастить «Пятерочку» до 86 точек присутствия в регионе и стабильных 15% от всей розницы. Большой упор «новая» сеть делает на убранстве магазина, ярких вывесках, табличках и зонировании торговой площади, а также немалой доле присутствия в ассортименте товаров местных производителей.
– Положительный момент в приходе «Пятерочки» состоит в том, что они просто немного оживят конкуренцию между соседними магазинами в районах города, где идет стагнация последние 5-6 лет, – прокомментировал приход федерального игрока Арсен ПОНОМАРЕВ, гендиректор омской сети «НОВАТОР». – Но ничего особенно нового они в регион не принесут, просто займут торговые площади на том месте, где когда-то располагались местные социальные рынки или те же «Магниты». Плюс поставщики сегодня с целью продвижения своего товара готовы давать на открытие такие бонусы, что открытие торговой сети оказывается предпринимателю на руку, он не в убытке. И каждый новый магазин поставщики готовы оплачивать из своего кармана.
– До прихода «Пятерочки» омский рынок розницы стабилизировался. А теперь появился шанс пересмотреть арендные ставки для торговых площадей. «Холидей» и «Магниты» набрали критическое количество магазинов. Так же сделает «Пятерочка». И если раньше сети забирали долю рынка у неорганизованной торговли, то теперь будут отвоевывать друг у друга. Выдержит тот, у кого нет лишней долговой нагрузки. Ведь мы же знаем, как несколько лет назад росла сеть «Холидей» – скупая все подряд местные сети и многократно переплачивая, – прокомментировал Виктор ШКУРЕНКО, владелец одноименного торгового дома.
«Лента», «Красное и Белое»
Второе событие этого года – открытие в августе пятого и шестого гипермаркетов новосибирской сети «Лента» по ул. 10 лет Октября и ул. Лукашевича. За десять лет присутствия в Омской области ритейлер сумел реализовать планы по открытию полноценной сети гипермаркетов. Сегодня у бренда шесть гипермаркетов площадью от 2 000 до 6 000 кв. м.
– Для федеральных сетей важно присутствие на всем поле, им не столь важна конкуренция с местными сетями, – считает Арсен ПОНОМАРЕВ. – У них может в тот или иной момент из-за роста местной сети на 5% оборот упасть, но рынок рано или поздно начнет расти, и это намного важнее для игроков такого уровня.
Событие третье – массовый «переформат» алкомаркетов «Красное и Белое». После введения законных мер по продаже алкоголя сеть стала ориентироваться также на продажу продуктов длительного хранения. И если сопутствующие продукты вроде чипсов, орехов и шоколада сеть продавала изначально, то в прошедшем году ассортимент серьезно пополнился различными наименованиями консервированной рыбы, овощей, сыров, мясных полуфабрикатов, молочной продукции, печенья. Уже третий год подряд «Красное и Белое», по данным РБК, входит в число 50 самых быстро растущих компаний России. Напомним, что в Омске за два года (первый магазин появился в конце 2014-го) «Красное и Белое» нарастило присутствие до 102 магазинов. Сеть выбрала формат дискаунтера, по словам руководства компании, иногда товар попадает на полки магазина с розничной накруткой всего в 2-4%. До 35% в выручке сети по России уже занимают продажи продуктов питания и других сопутствующих товаров, а не алкоголя и не пивной продукции.
«Победа» вместо «Нашего магазина»
Четвертое событие – массовое закрытие Дмитрием ШАДРИНЫМ «Наших магазинов» с реорганизацией их в «Победу».
– Именно направление «Победа» — низкоценовое направление – планируем развивать, а концепция «Наш магазин», с которой мы начинали, уходит в прошлое, и примерно в течение года «Наших магазинов» в Омске не останется, — сообщил «КВ» Дмитрий ШАДРИН. После ребрендинга на месте супермаркетов откроются «Победы» разных форматов. Помимо уже существующих гипермаркетов под этим названием и магазинов со средней площадью под названием «Победа! маркет» в торговой группе планируют развить еще один формат – магазины у дома «Победа экспресс». Преимущественно под формат «экспресс» и будут, по планам руководства, переделаны освободившиеся площади супермаркетов «Наш магазин». Добавим, что с 30 мая текущего года уже прекратил работу «Наш магазин» на улице Бетховена, 30, а 14 июня закрылся одноименный супермаркет на Иртышской набережной, 27. От последней точки руководство компании отказалось в пользу работающего неподалеку — на Иртышской набережной, 10/1 — дискаунтера «Победа». А 1 августа закрылся «Наш магазин» в торговом комплексе «Айсберг» на Красном пути, 32.
Кстати, в декабре Дмитрий Юрьевич под будущую «Победу» купил у НПО «Мир» старый заводской корпус буквально через забор от Амурского рынка.
Наконец, пятое событие, которое пока предвосхищают, но которое так или иначе отразится на работе продуктовых сетей, – поправки в закон «О торговле». Отныне поставщик за продвижение товара, логистику и прочие расходы продавца может отдавать не 10%, а всего 5%.
– Розничной торговле выгодно получить свою прибыль сразу. Поэтому сетям новый закон невыгоден. До нового закона выставлялась для всех единая цена и разные бонусы. Так, «Сибириада» продавала «Простоквашино» на 30% ниже, чем все остальные. Это все нужно было производителю, чтобы снизить зависимость от продаж в одной розничной сети, – пояснил Арсен ПОНОМАРЕВ. – Но в конечном итоге сам производитель решает, кому какой бонус дать, поэтому он придумает, как обойти новую систему.
Тренды
Главная особенность, которую отмечают аналитики и игроки рынка, – понять, чего же хочет покупатель. Тот, кто угадал, оказался в прибыли. По мнению Виктора ШКУРЕНКО, если магазин не предпринимает никаких действий и не приемлет никаких обновлений, он становится неинтересен покупателю. Если процесс затянулся, то через 5-6 лет магазин становится нерентабельным. Так, сегодня Виктор Васильевич в собственной сети экспресс-гипермаркетов «Низкоцен» готов вводить популярный в последнее время формат – shop in shop – отдавать небольшие торговые площади под ниши с косметикой, к которой вырос интерес потребителей за последний год, или пивоварни, к которым этот интерес и не пропадал, а также мелкую бытовую технику – такая всегда нужна под рукой.
По мнению экспертов, нововведения, на которые идут предприниматели, связаны в первую очередь с падением доходов населения и товарооборота. По данным Росстата, опубликованным по итогам третьего квартала текущего года, Омская область стала в России антилидером падения: товарооборот в регионе сократился на 15,9% по отношению к тому же периоду 2015 года.
Тренд № 1. Покупают не меньше, но дешевле
– Во втором полугодии 2016-го по отношению к 2015-му в денежном выражении и натуральном выражении спрос снизился на 4%, – рассказал г-н ПОНОМАРЕВ. – Судя по «НоваТору», сегодня покупают практические столько же еды, сколько покупали в прошлом году, но только более дешевую.
В ритейле продолжается стагнация и спад, в среднем на 15% за прошедший год упала покупательная способность населения. Падение среднего значения в чеке фиксируют ритейлеры при том, что два-три года назад розница прибавляла по 25 – 30% в год. Сейчас потребители стараются покупать не меньше, но отдают предпочтение более дешевым товарам. Поэтому цена стала главным критерием выбора. К тому же омичи перестают делать большие и дорогие покупки.
– Если сеть конкурентоспособна, то количество чеков не уменьшилось, просто покупатели переключились на более дешевые аналоги товаров, – заключил Арсен Геннадьевич.
Что касается количества покупок, то частично в 2015-м Омск спасали приезжие покупатели из Казахстана. Соседи, в связи с падением российского рынка, наведывались к нам за покупками по выходным. В августе 2015-го в Казахстане также произошла девальвация, и ездить за покупками в Омск стало невыгодно. Поэтому в 2016-м многие ритейлеры ощутили настоящее падение продаж.
Падение количества чеков и позиций в чеке зафиксировала также сеть «Низкоцен».
– В прошлом году мы выросли на 40%, а в 2016 только на 15%, – заключил учредитель сети Виктор ШКУРЕНКО.
По итогам года лидером по выручке осталась сеть «Магнит», но если верить аналитике, во втором полугодии и она значительно снизила темпы роста объемов продаж. Сегодня сеть активно наращивает только дрогери-направление «Магнит-косметик», магазины который появились практически в каждом районе города. Если в начале года дрогери-сеть состояла всего из 10 точек продаж, то сегодня их уже 29.
Тренд № 2. Сети развивают собственные торговые марки (СТМ)
По мнению экспертов, это, во-первых, позволяет вдвое сократить расходы и, соответственно, увеличить прибыль, а во-вторых, дает дополнительное конкурентное преимущество присутствия на полках такого продукта, которого нет у конкурентов.
– У нас в среднем 5% СТМ, но эта тенденция не зависит от кризиса, – добавил Арсен ПОНОМАРЕВ. – Профессиональные поставщики конкурируют между собой, поэтому они вынуждены тратить больше средств на маркетинг и меньше на производство, с каждым годом идет неуклонное снижение качества. Это общемировая тенденция, т.к. полки магазина – ресурс дефицитный. К старому поколению поставщиков, которые идут по такому пути, постоянно добавляются новые. В новом году мы планируем серьезно расширить собственное производство и дать покупателям хорошую альтернативу.
Владельцы сетей стали понимать, что СТМ дает дополнительные конкурентные преимущества, но необходимо выдерживать качество. Сегодня основная цель СТМ – показать, что магазин может сделать иначе, чем другие. Хотя создать серьезное собственное производство возможно при наличии достаточно большой сети из 10–15 магазинов. Тогда сеть вполне может конкурировать с основными производителями колбасы, пельменей, мороженого. Так, запущенная в 2016-м СТМ от «Пятерочки» под названием «Круглый год» через два месяца заняла 2% в обороте компании.
Идею продавать покупателю «свое» и в бОльших объемах, чем обычный супермаркет, в 2014-м стали развивать кулинарные супермаркеты русской кухни «Самовар». Помимо традиционного предложения продуктов и сопутствующих товаров, здесь присутствуют разные продукты собственного производства – от солений и варений в банках до горячих блюд, салатов и закусок. Цены в супермаркете немаленькие – в среднем выше, чем в соседних магазинах. Поэтому к месту расположения «Самовар» подходит кропотливо, выбирая точки рядом с элитными микрорайонами и бизнес-центрами. Пока в городе расположено три супермаркета, при этом магазин по ул. Волгоградской сеть закрыла. Последний супермаркет сети был открыт 27 декабря на пр. Маркса.
Продукцию собственной торговой марки начала продавать даже аптечная сеть «Фармакопейка». Пока эта питьевая бутилированная вода.
Тренд № 3. Место супермаркетов занимают дискаунтеры
– До кризиса 2014-го выручка заметно росла у гипермаркетов, при этом на одном уровне оставалась у супермаркетов. Теперь ситуация поменялась: в выручке прибавили дискаунтеры, но понизились темпы роста товарооборота гипермаркетов, – пояснил Виктор ШКУРЕНКО. – Раньше люди реже ходили в магазин и тратили за посещение больше денег. Теперь в магазины ходят чаще, но покупают меньше.
По признанию учредителя сети «Низкоцен», в период открытия первых магазинов они начинали приносить прибыль в течение второго и третьего месяцев. Теперь плановая убыточность составляет не меньше 6 месяцев со дня открытия.
– Формат супермаркета рядом с домом стал неинтересен покупателю. Мы меняемся и отдаем предпочтение экпресс-гипермаркетам, – заключил г-н ШКУРЕНКО.
– В последние годы в Омске «умерли» все супермаркеты, кроме двух-трех элитных, – подтвердил Арсен ПОНОМАРЕВ.
Эксперты также говорят о том, что с одним форматом выживать и получать весомую прибыль ритейлерам становится все сложнее. Приходится постоянно обновляться или открывать разноплановые магазины. Судя по всему, такого принципа придерживаются гиганты российского и омского рынка розницы – сеть «Магнит». В городе открыто более сотни магазинов самообслуживания площадью от 100 кв. м, где по невысоким ценам покупатель всегда сможет найти топовые позиции продуктов – сметаны, молока, колбасы и проч, и сопутствующих товаров. В крупном формате «Магнит» делает ставку на расширенный ассортимент, который покупателю более интересен в выходные дни.
– Омску требуется сеть из 15–20 экспресс-гипермаркетов с ассортиментом гипермаркета, широкой линейкой сопутствующих товаров и максимально выдержанными ценами, типа «НоваТора». Их нужно распределить таким образом, чтобы покупателям было удобно добраться до магазина, – рассказал Арсен ПОНОМАРЕВ. – В связи с кризисом требуются жесткие дискаунтеры. Пока у нас это «Светофор» и «Холди».
За два года обе сети нарастили объемы своего присутствия в регионе. Так, «Светофор» в 2014-м зашел к нам с двумя магазинами, сегодня их уже семь. «Холди» за три года из сети в 10 магазинов вырос почти втрое. При этом эксперты отмечают, что бренд «Сибириада», который находится на грани закрытия в Омске, станет хорошим подспорьем для открытия на тех же площадках дискаунтеров «Холди», а это еще 58 точек присутствия.
Справедливости ради стоит отметить, что российский формат дискаунтера пока несколько отличается от мирового.
– На западе жесткий дискаунтер торгует самыми популярными продуктами, но «no name».Например, какие самые популярные йогурты? Со вкусом клубники и черники. Значит, в дискаунтере будут только такие, но без торговой марки, на раскрутку которой требуются дополнительные средства. Себестоимость продукта будет вдвое меньше, – рассказал Арсен ПОНОМАРЕВ. – У нас же дискаунтеры занимаются товарами, от которых отказываются другие магазины.
– Более того, существуют производители, которые готовы поставлять продукты только в такие сети в силу особой специфики, – заключил Виктор ШКУРЕНКО. – Они меняют упаковку, дают товар не самого высокого качества — скажем так мягко – и продают. И, знаете, объемы настолько колоссальные… Это кондитерские изделия длительного хранения, рыбная гастрономия. В кризис многие из таких производителей выросли на 30–40%.
Официально сеть заявляет об агрессивных планах развития. За последний год «Светофор», согласно планам, должен был открыть более 550 магазинов по СФО, Дальнему Востоку и Уралу. На стадии открытия сейчас находится около 200 магазинов. В ассортименте отдается предпочтение товарам длительного хранения (консервация, замороженные товары, товары, не требующие специальных условий хранения). Выделяется определенный сегмент товаров сезонного спроса. Скоропортящиеся товары (хлебобулочные изделия, торты и т.п.) в ассортиментной матрице отсутствуют. Всего это 1 500 – 2 000 наименований ходовых товаров с максимальным оборотом, 80% – товары ежедневного потребления. В требованиях к поставщику стоимость товара, с учетом доставки до магазина, должна быть на 20 – 30% ниже стоимости товара на полке конкурента. «Этого можно достичь за счет экономии на упаковке – нам не нужны яркие и броские обертки. Для распространенных и известных брендов эта разница должна быть не менее 50%», – говорится на сайте компании. Формат не предусматривает выплату ритейлеру ретробонусов за объемы продаж, расходов на рекламу и прочих вознаграждений от поставщиков.
В связи с замедлением темпов роста О’Кей Group, которая традиционно работает в формате гипермаркета, приняла также решение разработать цепь чистых дискаунтеров под брендом «Da!». Но до Омска они пока не добрались.
Тренд № 4. Магазины инвестируют в цену. Поставщики – тоже
Сегодня ритейлеры все чаще обращаются к поставщикам, стараясь провести как можно больше маркетинговых мероприятий – акций, распродаж и т.д. Как правило, расходы по продаже товаров по сниженным ценам берет на себя поставщик товара. По словам ритейлеров, несмотря на удивительно низкую цену в чеке, зачастую накрутка на товар все равно составляет не менее 100%. Но расходы на акционный товар поставщики несут вполне осознанно, потому что сегодня покупатель ищет именно такой товар – более 30%, иногда 50% покупок в чеке.
Аналогичные инвестиции ритейлеры проводят при открытии магазинов. Так, сеть «Пятерочка» в целях завоевания новых покупателей готова провести сразу несколько акций – округлить в пользу покупателя переплаченные в чеке копейки при наличном расчете, вернуть на мобильный телефон 20 рублей из потраченных 150, поддерживать низкую стоимость социально значимых продуктов и т. д.
Финдиректор сети «Пятерочка» Тимур ПОМБУХЧАН признается, что в их торговом предприятии есть глубокие скидки, предоставляемые поставщиками, а есть скидки, которые магазин делает за свой счет, дабы заставить покупателя совершить покупку.
Тренд № 5. Победят высокую конкуренцию магазины у дома с высокой плотностью ассортимента. Но таких в Омске пока нет.
– Кто сумеет скомпоновать ассортимент магазина с 300 кв. м на 100 кв. м, сократить штат сотрудников, тот и захватит рынок. По этому пути пошли «Красное и Белое». Они зашли на рынок как алкогольная сеть, а теперь понемногу переходят на продуктовый формат, – сказал Арсен ПОНОМАРЕВ. – Сейчас требуется хорошая продуктовая сеть рядом с домом, но торгующая не пивом и чипсами, а самыми обычными продуктами.
Главное требование покупателей к магазину – сочетание низких цен и ассортимента, полностью состоящего из качественных продуктов. Вопросы сервиса или отделки помещений уже не столь важны. В таких условиях еще большую значимость начинает играть эффект масштаба. Только по-настоящему крупные сети смогут добиваться значимых скидок от поставщиков и поддерживать цены на приемлемом уровне.
Слова предпринимателя подтверждают давняя идея сети METRO развить собственную сеть мини-маркетов. Идея так и не перешла в твердые намерения, скорее, в связи с тем, что поставить работу такой сети будет очень сложно, практически нереально. Во-первых, чтобы выдержать цену, сеть должна быть разветвленной. Во-вторых, под жестким управлением и универсальными процессами. В-третьих, не поставщики должны будут здесь продвигать свой товар к покупателям, а покупатели иметь возможность приобрести повседневные и свежие продукты. Наконец, в-последних, чтобы сократить расходы на персонал, сэкономить на арендной плате и предложить покупателю при этом конкурентоспособный ассортимент, мини-маркет должен быть внутри очень грамотно выстроен. Такая работа, по словам ПОНОМАРЕВА, в России пока нигде не выстроена.
– У нас, например, стоит оборудование, как в обычных магазинах, только масштабировано, – пояснил Арсен ПОНОМАРЕВ. – Поэтому на стеллаже у нас не 4-5 полок, а 8-9 полок, и на 1 кв.м у нас ассортимент в 2-3 раза больше, чем в супермаркетах. А за счет проходимости покупателей мы можем держать ниже.
– Крупные ритейлеры продолжают применять тактику расширения сети, несмотря на ухудшение показателей выручки и ожидаемые будущие замедления роста выручки. Очевидно, что ритейлеры сделали ставку на формат магазина «у дома», поскольку покупательная способность населения остается на достаточно низком уровне при все еще значительных рисках роста инфляции, – отметил главный аналитик экспертной группы Investpoint Александр ВЕБЕР.
Тренд № 6. Покупают натуральное
В связи с тем, что растет кулинарная грамотность населения, появляются профильные шоу в СМИ, неуклонно растет и процент тех, кто готов питаться только натуральными и качественными продуктами.
– Процент покупателей, готовых покупать более дорогую и качественную продукцию постоянно увеличивается. Их больше 10%, – пояснил г-н ПОНОМАРЕВ.
Поэтому поставщиков, готовых предоставлять только натуральное и псевдонатуральное, также становится больше. Отсюда рост спроса на фермерские продукты. По словам ритейлеров, продавать их на полках больших магазинов никто не в силах – небольшие КФХ просто не в состоянии выдерживать конкурентоспособные цены, сроки поставок, объемы реализации. Зато вполне выгодно обычные продукты с небольшой наценкой продавать под видом фермерских.
– Пока я знаю только одну марку, которая способна в каких-то масштабах производить молоко, сметану, сливочное масло. Это «Лузинская крыночка», у которой свое фермерское стадо, и они не закупают молоко со стороны, – рассказал Арсен Геннадьевич. – При этом цена продукции напрямую зависит от объемов каждой отдельно взятой партии, и если цена высокая, то ее никто не станет снижать при помощи растительных добавок.
Согласно данным ритейлера в последние годы упала доля продаж мяса, рыбы. Значительно вырос объем покупок фруктов, овощей, куриного мяса, кондитерских изделий. При этом потребители постепенно отказываются от консервированной продукции и пакетированной, вроде чипсов и сухарей.
Тренд № 7. Магазины унифицируют процесс продажи и сокращают персонал
Для начала в формате дискаунтера магазины стали предоставлять не 8 – 10, а 4-5 рабочих места для каждой смены. Теперь розница готова пойти дальше и ввести унифицированные технологии, исключающие ручной труд. Для начала магазины будут устанавливать кассовые автоматы, где покупатель сможет самостоятельно себя обслужить, на товар наклеят рафит-метки, которые помогут при учете товара, а также сделают электронные ценники.
– Сегодня в России производительность труда ниже в 2-4 раза, чем в США, – заявил Арсен ПОНОМАРЕВ. – Закупая высокотехнологичное оборудование для самообслуживания, сети через пару-тройку лет уже получат значительную экономию на оплате труда.
Напомним, что первые кассы самообслуживания появились два года назад в ныне закрытом супермаркете «Самовар» по ул. Волгоградской. Сегодня сеть продолжает обслуживать часть посетителей посредством таких аппаратов. Также массовый эксперимент по внедрению новых касс проходит в некоторых из омских «Магнитов». В частности, в гипермаркете «Магнит» на улице Степанца таких касс самообслуживания по пластиковым карточкам уже около десятка.
Какие форматы существуют в Омске
Дискаунтеры
Розничный магазин с торговой площадью от 300 до 1000 кв. м, продающий товары с минимальной маржой от 5 до 7%, его ассортимент состоит из 500 – 2 000 пунктов. Основными игроками в сегменте дискаунтеров являются «Пятерочка», «Магнит».
Гипермаркеты
Магазин розничной торговли с торговой площадью более 2 500 кв. м., где не менее 35% пространства используется для торговли непродовольственными товарами. Как правило, гипермаркеты расположены на окраине крупных городов или в центре города как большой городской торговый центр (Лента, Ашан, О’Кей).
Экспресс-гипермаркеты
Площадь 1 500 – 2 000 кв. м каждый, это фактически формат сжатого гипермаркета. Здесь можно купить все то же самое, что и в большом магазине, но чуть дороже – на 2% за корзину – и потратить на это всего 30 – 40 минут. Конкурентное преимущество экспресс-гипермаркетов – расположение в любом ареале города. Средняя себестоимость работы сети – 15%.
Супермаркеты
Магазин розничной торговли с торговой площадью от 400 до 2 500 кв. м, где продается 70% пищевых продуктов и товаров повседневного спроса. В Омске супермаркеты не прижились – так сеть «Наш магазин» переходит под крыло дискаунтеров «Победа». Остались только элитные супермаркеты вроде «Самовара», в ТЦ «Омский». Кроме того, одной из особенностей сегмента супермаркетов является относительно сильное позиционирование региональных игроков по сравнению с другими сегментами.
Основные характеристики сетей и отдельных точек продаж омского ритейла:
Название | Год открытия | Количество точек локации в Омске | Формат |
АШАН | 2009 | 1 | Гипермаркет |
Самовар | 2014 | 3 | Супермаркет |
НоваТор | 2010 | 3 | Экспресс-гипермаркет |
Победа, «ПОБЕДА! МАРКЕТ» | 2012 | 19 | Мегадискаунтер |
Наш магазин | 2001 | 9 | Супермаркет |
Холди | 2008 | 27 | Дискаунтер |
Планета Холидей | 2008 | 18 | Супермаркет |
Сибириада | 2009 | 58 | Супермаркет |
Магнит, сеть магазинов у дома | 2010 | 105 | Магазины самообслуживания |
Магнит Семейный, мегаформат | 2010 | 6 | Гипермаркеты |
Пятерочка | 2016 | 8 | Дискаунтер |
Низкоцен | 2010 | 4 | Склад-магазин |
Лента | 2007 | 6 | Гипермаркеты и компакт-гипермаркеты |
Metro | 2007 | 2 | Магазин-склад |
О’Кей | 2011 | 2 | Супермаркет и гипермаркет |
Светофор | 2013 | 7 | Дискаунтеры |
Красное и Белое | 2011 | 102 | Алкогольные Дискаунтеры |