«Коммерческие Вести» совместно с дополнительным офисом ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в Омске продолжают совместный проект, в рамках которого партнеры банка – известные предприниматели Омска – делятся успешными практиками своего бизнеса, деловыми лайфхаками и просто интересными наблюдениями за тем, что происходит на профильном рынке.
На этот раз с директором ДО Примсоцбанк Вадимом АФОНИНЫМ и обозревателем «Коммерческих Вестей» Станиславой САМОХВАЛОВОЙ встретился Андрей ИВАНОВ, владелец ООО «ТРЕСТФОМ», производящего на 6500 квадратных метрах матрасы (в том числе по индивидуальным меркам), наполнители и комплектующие для мягкой мебели.
– Андрей Эдуардович, как вас затронули экономически последние события?
Андрей ИВАНОВ: – Они всех затронули. На нас, в частности, очень влияют колебания курса рубля, ведь мы все волокно покупаем за рубежом – в Узбекистане, Китае, Южной Корее. По тканям с Китаем работаем. Было бы проще, будь курс стабилен: пускай доллар стоит хоть 150, хоть 300 рублей, но зато ситуация предсказуема. В итоге заявку мы оформляем по одним ценам, а потом те взлетают, и оказывается, что выгодней было заказать материалы в России. В прошлом году еще было очень много заказов на синтепон – видимо, для одежды военнослужащим. Спрос подскочил в два раза, но ненадолго – на месяц-два. Случилось, что у нас попросили тридцать машин, были готовы сразу проплатить, а потом вовсе отказались от партии. Но на самом деле я привык к перепадам: в этом бизнесе с 1997 года, и он сезонный. С июля по январь спрос хорош и стабилен, с февраля по апрель – падает, а с мая по июль работаем в минус. Затем маховик раскручивается заново. В пандемию, благодаря государственным субсидиям, получалось хотя бы платить зарплату сотрудникам. Для меня это важно. У нас семейная компания. Здесь работают близкие мне люди. Под одного такого даже в Тюмени «ТРЕСТФОМ» открылся. А сейчас он нарастил такие впечатляющие обороты, что, боюсь, это мы скоро станем его филиалом, а не наоборот. Шучу, конечно, не боюсь. Только за первое полугодие 2023-го они показали x2.
– А расскажите про тюменскую точку подробнее. Вы открылись – я прочла на вашем сайте – в 2018 году.
Андрей ИВАНОВ: – Тогда мы арендовали небольшую площадку в удачном месте. А сейчас у нас там новая база, станки. Когда люди увидели развитие производства, думаю, это серьезно сказалось на наших продажах. Ведь в 2006-м, когда появился «ТРЕСТФОМ», я, как и многие, занимался только продажами. Но постепенно пришел к пониманию важности собственного производства.
– С чем вы связываете то, что тюменская точка успешнее омской?
Андрей ИВАНОВ: – Регион богаче. Но мы еще продолжаем отвоевывать рынок. В нашей сфере все предприниматели друг друга знают. И мы общаемся, договариваемся. Мы не заходим на чужие территории, например в Новосибирск, Барнаул, Курган, Челябинск. А они в свою очередь не идут в Омск. Да и экономического смысла в этом нет. По сути, мы удерживаем очень схожие, почти одинаковые цены с минимальными наценками. У нас есть магазин в Сочи. Доставка туда дорогая, но, несмотря на это, наши матрасы очень конкурентны. Сейчас в Тюмени ищем новую площадку. Понимаем, что 1500 квадратных метров нам уже мало. Да и появился план постройки жилого комплекса к 2029 году в нашей локации. А ведь у нас заложен хороший фундамент, надстроили второй этаж, а при желании могли возвести и третий, и четвертый. К слову, Прим-
соцбанк нам очень помогал. Планируем закрыть кредитные обязательства в ближайшие два года. Вообще, спасибо им большое – очень комфортно бизнесу работать.
Вадим АФОНИН: – Мы убеждены, что в Омском регионе можно развиваться ничуть не хуже, чем в других субъектах Российской Федерации. Испытываем особенное удовольствие, поддерживая развитие отечественного бизнеса и производителей. Поэтому да, стараемся подобрать необходимые предпринимателям финансовые инструменты с учетом специфики условий их отрасли. Ставки у нас находятся на рыночном уровне. Стараемся учитывать все пожелания индивидуально и, таким образом, на выходе получаем уникальный продукт, который идеально подходит конкретному предпринимателю.
– Как вы решились на собственное производство?
Андрей ИВАНОВ: – Это открывает совершенно недоступные торговцам возможности. Теперь – в условиях санкций –
срыва былых договоренностей и взрыва цен – это особенно остро ощущается. В производстве мы более 10 лет. Начали в 2011 году с синтепона: я первый в России завез китайскую линию. Потом стали резать поролон. Сейчас какими только полосочками его не нарезаем на станках ЧПУ – под любые нужды. И цеха полностью загружены, потому что наценка у нас небольшая. В этом году стали делать независимые пружинные блоки. А еще несколько лет назад начали производить вторичный поролон. Я сразу понял, что это «бомба». Весь секрет в клее, у нас есть своя формула. Раньше подушки набивали поролоновыми обрезками, пропущенными через дробилку, поэтому они выглядели чуть бугристо. Потом поролон стал более эластичным, и поролоновую крошку стали меньше брать, особенно с учетом популярности синтепуха. В мебели до сих пор часто хитрят: в основу кладут вторичный поролон, а сверху слой уже комфортного поролона. Вторичный не проседает – он надежный, удобный. В общем, я купил оборудование в Китае и стал его производить.
– Вам комфортно работать с китайцами?
Андрей ИВАНОВ: – Они пользуются сложившейся ситуацией, конечно, четко подстраиваются, стали очень хитрые. Мы всю жизнь работали с Китаем, и сейчас там совсем другие люди – знающие себе цену. Раньше мы считали, что они от нас зависят, сейчас уже они понимают, что это мы зависим от них. Они привыкли к расчетам в долларах. Но когда изменилась внешнеполитическая ситуация и долларовые платежи стали зависать в банках-корреспондентах, мы достаточно легко договорились оплачивать поставки в юанях.
Вадим АФОНИН: – Примсоцбанк всегда считал своей специализацией расчеты с азиатскими странами. Однозначно фиксируем рост запросов на расчеты в национальных валютах дружественных стран, прежде всего в юанях. Клиенты обращаются к нам с просьбами оказать помощь в правильном переводе контрактов с долларов на иные валюты. Одним из инструментов обеспечения безопасности сделок является проверка иностранного контрагента. Помимо этого, банк бесплатно предоставляет консалтинговые услуги по составлению внешнеторгового контракта.
– Бурное развитие маркетплейсов как-то на вас сказывается?
Андрей ИВАНОВ: – У нас очень объемная продукция: что поролон, что синтепон – такое не закажешь с маркетплейса. Хотя мы сами пытались выходить на маркетплейсы с нашими подушками. Но доставка съедает всю маржу, нам это не подходит. Сейчас зарабатывают только банки и логисты. Допустим, еще год назад привезти фуру из Москвы нам стоило 130 тысяч рублей, а сейчас уже 260-280 тысяч.
– А почему вы сами не производите мягкую мебель?
Андрей ИВАНОВ: – Меня все об этом спрашивают. Мы сами делаем шурупы, болтики, механизмы, наполнители, все действительно есть. Но я придерживаюсь четкого убеждения, сформировавшегося 17 лет назад, что только произвожу продукцию для заводов: они ничего лишнего не закупают у других производителей, а я не перехожу им дорогу, не лезу в их сферу. Я бы и в матрасы не пошел, у нас все для них необходимое брала «Виктория-Мебель». Лет пять назад они перестали покупать у меня синтепон. Потом я специально под них заказал дорогое оборудование (около 3 млн) для производства рулонного поролона, а тот им внезапно перестал быть
нужен – станки до сих пор просто стоят в цеху. Были еще подобные инциденты, и я решил, что сам начну производить матрасы. Мощности делать это действительно позволяли, так и сложилось. У нас ведь очень классные матрасы, ничем не отличающиеся от «АСКОНЫ». Точнее, у нас даже гораздо качественнее борта, пружины, клей – весь вопрос в маркетинге. Сейчас производим около 1000 матрасов в месяц, но когда надо, выпускаем в три раза больше.
– Почему вы назвали фирму «ТРЕСТФОМ»?
Андрей ИВАНОВ: – Я выдумал фишку: если компанию назвать словом, которое раньше в мире не существовало, то и она станет на рынке первой. В 2006 году, когда я создал собственное предприятие, уйдя из «Астории» Сергея НОСАЧЕВА, меня очень поддержали две организации – «Тресткомплект» и производитель поролона «ФомЛайн». Вторая не сразу, правда. Пришлось пережить череду сильных конфликтов. Я составил из этих названий свое, позвонил им, пошутил, что мы теперь с ними повязаны. Давно это было. Если честно, вообще не верится, что мне 53 – кажется, вот только вчера на заводе сварщиком работал...
– Какие вы сейчас видите для себя точки роста?
Андрей ИВАНОВ: – Я ищу их последние полгода. Цены на материалы растут, зарплаты надо поднимать: у меня сердце прямо рвется, когда кому-то платят 45 тысяч рублей – не представляю, как можно жить на такие деньги. А ведь были времена, когда, например, в 2012 году, мы пяти отличившимся сотрудникам подарили двух– и трехкомнатные квартиры. Эти люди, кстати, до сих пор у нас работают. Очень хочу повторить подобное, но пока не получается. На прошлой неделе, правда, помог одному сотруднику с ипотечным взносом за дом на 1,5 млн рублей. Так вот, про точки роста. В глобальных планах – построить завод по производству волокна. В России его до недавнего времени вообще не делали. Сейчас в Челябинске начали производить, в Гусь-Хрустальном и Карачаево-Черкесии. А в Узбекистане только в Ташкенте три таких завода и вокруг столицы еще штук семь. Год назад открытие завода, по моим расчетам, стоило бы мне 62 млн рублей, а сейчас – более 100 млн. А строительство, так вообще 250-300 млн. Так что пока – с кредитами под 17% – это просто нереально. С партнерами работать не собираюсь, хочу быть единственным собственником, так что инвесторов не ищу. А вот на помощь банка-партнера в лице Примсоцбанка очень надеюсь! Второй амбициозный проект – завод по производству проволоки. Она очень нужна в Омске, точно будут брать Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Барнаул.
– Желаем, чтобы задуманное воплотилось, Андрей Эдуардович.