Все рубрики
В Омске четверг, 25 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 86,5502    € 94,3758

Дмитрий КОЛМОГОРОВ, «Суши-Маркет» и «Лаваш»: «Постепенно всю розничную торговлю съедает доставка готовой продукции. Деливери кост доходит до 30%»

23 апреля 2023 15:20
2
3645

«Конкуренция в экосистемах далеко не закончена, некоторые сферы будут монополизированы государством». 

В марте в центре «Мой бизнес» состоялся открытый business talk на тему «Как действовать в новой реальности?». Представляем читателям выступление сооснователя сетей «Суши-Маркет» и «Лаваш» Дмитрия КОЛМОГОРОВА, который в отличие от своего брата Андрея редко появляется на публике:

— Первую репетицию сегодняшних событий мы уже пережили в 2014 году, когда правительство ввело эмбарго на некоторые зарубежные товары: для нас резко возросла стоимость сырья. Мы диверсифицировали риски, еще тогда сделав акцент на втором проекте – производстве шаурмы. Вторая репетиция произошла в пандемию, когда прервались продуктовые цепочки, не работали многие поставщики, торговые центры то открывались, то закрывались. Теперь мы столкнулись с уходом некоторых российских банков с участием иностранного капитала и риском лишиться большей части сырья – в первую очередь рыбы, которую мы покупаем в Белоруссии, Норвегии и Чили.

Полностью перестраивается модель потребления: покупатель делает выбор между походом в торговый центр и проведением вечера дома. Я и сам, наверное, ездил в «Мегу» раза три за последние полгода, хотя раньше мы каждые выходные закупались всей семьей в «Ашане». Постепенно всю розничную торговлю съедает доставка готовой продукции. Омский рынок активно завоевывают «Самокат», «Яндекс.Маркет», почти у каждого подъезда открыты пункты выдачи заказа Ozon, Wildberries, Lamoda. Всем сидевшим на привычном трафике торговых центров приходится перестраиваться.

В доставке идет серьезная конкуренция за курьеров. С учетом нашего низкого среднего чека в сети, деливери кост доходит до 30%, который съедает всю прибыль. Аналогичная ситуация у всех рестораторов, начинающих заниматься собственной доставкой. Комиссия агрегаторов – 30-35%. Да, это позволяет загрузить кухню, увеличить оборачиваемость сырья, получить дополнительные заказы, но тоже не приносит прибыли, которой и так почти не остается после лейбор костов (затрат на труд), выплаты аренды и прочих накладных расходов.

Наша зависимость от цифровых каналов продвижения очень низка – туда можно закопать миллионы, не получив эффекта. Запросы на ключевые слова по доставке суши – дорогой продукт. Конечно, мы используем и соцсети, и сайт, и контекстную рекламу, но очень ограниченно. Больше инвестируем в наше мобильное приложение, наша задача – попасть в телефон клиента. До пандемии мы были на 28 месте в фуде (службах доставки еды) по России, а после скатились на 50-е. Появилось много стартапов, много вливаний в эту сферу. Но в первую очередь мы известны потребителю в офлайне: информация о доставке есть в чеке, есть на вывесках. Даем бонусы за первый заказ из приложения, поэтому некоторые пользователи меняют сим-карты. Нам несколько проблематично отследить реальное количество пользователей. Но оно растет.

Важно вкладывать деньги в розницу – аренду, наем, продвижение, качество продукции, не сильно мечтая и не отрываясь от реальности, ориентироваться на результат здесь и сейчас. Но, разумеется, не забывать о стратегии. В прошлом году мы основали собственную ИТ-компанию, которая разрабатывает экосистемы для общепитовского бизнеса. Автоматизировали доставку таким образом, что диспетчеры обрабатывают в десять раз больше заказов, чем пять лет назад, хотя сотрудников службы стало меньше.

Арендодатели, сотрудники, рекламные агентства, клиенты будут стремиться забрать всю вашу маржу. Держите все расходы под контролем, максимально оптимизируйте и автоматизируйте все, выйдите из зависимости от людей, переводите все в цифры.

Как говорит один из профессоров Skolkovo, где я сейчас учусь: «Будущее наступает неравномерно». Смотрите в другие страны – в ОАЭ, в США, в Китай, и будете понимать, что нас ждет. Конкуренция в экосистемах далеко не закончена – будут не только Сбер и Яндекс. Уверен, что на эти рынки выйдут монстры более высокого порядка – связанные с реальным производством и имеющие мощные ИТ-команды. Например, «Северсталь», «Сибур», Росатом. Они уже щелкают задачи одну за другой. Не только у Яндекса есть адреса пользователей и прочая информация. Все данные есть у ресурсоснабжающих организаций, у паспортного стола. Думаю, некоторые сферы будут монополизированы государством. Как, например, в Китае страховая отрасль.

Ранее репортаж был доступен только печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 марта 2023 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омичка 7 апреля 2024 в 13:28:
Человек же в Сколково учится. Что вы хотите...
Олег Лизгунов 23 апреля 2023 в 15:47:
Деливери кост...лейбор кост...тьфу. Это не в адрес журналистов. В адрес участников «открытого business talk на тему «Как действовать в новой реальности?». Уже которого здесь, в КВ, публикуют. Они по русски совсем разучились говорить? Ну Фадина любила примерно так изъясняться, будучи мэром. Таки она ж целый кандидат наук, ей, видимо, простительно.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

В Омске ликвидируют торговую сеть с продуктами из Казахстана

Фактически от торговой сети после пандемии осталось одно юридическое лицо

24 июля 11:33
0
656



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.