26 авторских елок из самых неожиданных материалов вызывают смешанные чувства.
Елка – объект вполне привычный в контексте новогоднего ритуала и культуры праздника. Многие устали от классического оформления, и дизайнеры в изобилии предлагают нестандартные подходы к созданию главного праздничного атрибута. Но ведь может быть и совсем другая елка – елка, созданная художником как произведение искусства. Такие сейчас можно увидеть в Городском музее «Искусство Омска» на выставке «ПодЕЛЬники».
Выставка соседствует с Усадьбой Деда Мороза. Идея ее возникла спонтанно, говорят в музее, именно из желания подарить праздник и взрослым. И не только праздник – в чем-то повод для размышлений.
– Мы обратились к художникам и дизайнерам с такой интригующей просьбой: сделать авторскую елку, – говорит куратор выставки Анастасия ГАРАЕВА. – Мы нисколько не ограничивали их творческую фантазию – абсолютная свобода в форме, в подаче, в концепции, в сюжете.
В результате елки получились самыми неожиданными – как по материалам, из которых они сделаны, так и по идеям, заложенным в арт-объектах.
Александр СКАЧИЛОВ, например, собрал елку из пластинок («Винильник»). Омская Арт-резиденция представила елку-свитер.
Керамисты Юрий БУРЕНКОВ и Елена СОБОЛЕВА сделали довольно утилитарный гарнитур, хотя и не без фантазии. В комплект входят подсвечник-домик, елка – вешалка для бус и фигурка лося.
В выставке принимают участие и зрелые авторы, и молодежь. Известные художники-живописцы Геймран БАЙМУХАНОВ и Татьяна ТАТАУРОВА удивили тем, что впервые обратились к ДПИ. Елку «Саукеле», повторяющую казахский женский головной убор, БАЙМУХАНОВ сделал из гофрокартона.
Объект «Где елки, там и волки» Татьяны ТАТАУРОВОЙ выполнен из дерева. Но знакомые волчьи образы пришли из живописных работ. У волков тоже есть свои радости, праздники, отношения, семья, любовь. Новогодний праздник скрасит им проживание в холодном зимнем лесу, считает художница.
Минималистический объект Игоря НИКОЛАЕВА «Елки-палки» напоминает о том, что данное выражение хоть, вроде, и ругательство, но мягкое, заменяющее прямую бранную форму. Ведь к елке, новогоднему дереву, у людей отношение трепетное.
Творения омских авторов вызывают смешанные чувства: от удивления и радостного веселья до философской грусти и ностальгии.
Дмитрий ВИРЖЕ, помимо всем известной фанерной елки-шкафа (она, кстати, находится в фондах музея «Искусство Омска»), представил еще и объект «Обелиск несбывшихся желаний»: зеленую пирамиду с Дедом Морозом в центре. Что греха таить, не все наши желания, растворенные под бой курантов в бокале с шампанским, воплощаются в жизнь. И часто виноваты в этом мы сами.
О чем-то подобном говорит и молодой автор Михаил ПЕШКИН в своей работе «Суета».
Елена СВЕШНИКОВА, похоже, порылась в дальних уголках шкафов. Ее бумажная «Елка воспоминаний» состоит из старых фотографий, открыток и конвертов.
Алена ПОЖИЛЕНКО и Мария ШИНКЕВИЧ, покорившие зрителей атмосферным «Ветром города» на выставке-конкурсе «Омск: здесь и сейчас – 2019. Омск индустриальный», вновь собрали свои разноцветные бутылочки, только теперь в деревянном треугольнике, символизирующем главный атрибут новогоднего праздника.
А почему выставка называется «ПодЕЛЬники»?
– Подельники – это люди, связанные одним делом, – поясняет Анастасия ГАРАЕВА. – Мы, музей и художники, несомненно, состоим в сговоре, отвечая за создание такого разного, сложного и неповторимого арт-пространства одного города. В этом смысле мы – настоящие заговорщики, подельники. Кроме того, «подельники» созвучны «поделкам», а поделки – это как раз то, чем люди любят заниматься в семейном кругу под Новый год. Ну и конечно, в названии нашей выставки прячется слово «ель».
Выставка будет работать до 19 января.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ