Омский музей отмечает столетие «белой» столицы.
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проходит масштабный дискуссионно-выставочный проект «Гражданская война в музее / Музей в Гражданской войне». В программу входят круглые столы, лекции и дискуссии на темы событий столетней давности, а также выставка «1919. Белый. Из забытого и уцелевшего наследия».
Выставка подготовлена на основе малоизвестных художественных и исторических коллекций. Она рассказывает о плодотворности пребывания российских и зарубежных художников в период Гражданской войны в Сибири и конкретно – в Омске. Ведь недолгий период наш город был объявлен столицей России.
– В 1919 году наиболее активно развивалась культурная, художественная жизнь Омска, – подчеркивает куратор выставки главный научный сотрудник музея, хранитель коллекции русской живописи Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Сюда приезжали художники, которые бежали от разрухи и голода, от произвола новой власти из Москвы, Петрограда, городов Поволжья. Здесь они участвовали в деятельности крупных художественных объединений, стали проводниками разных направлений в искусстве, внесли посильный вклад на идеологическом фронте. Их произведения помогали им выжить, а для нас являются источником не только изучения событий того времени, но и чувств, переживаний их авторов.
Состав экспозиции – свыше 130 произведений, в числе которых живопись, графика, плакаты, листовки, иллюстрации в периодике 1919 года. Экспонаты предоставлены музеями, архивами, библиотеками Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Томска. Поэтому много уникальных произведений омичи увидят впервые.
Самые знакомые – это работы художников, участвовавших в Третьей весенней выставке Общества художников и любителей изящных искусств: Николая МАМОНТОВА, Виктора УФИМЦЕВА, Владимира ТРОНОВА, Антона СОРОКИНА.
Есть в экспозиции произведения Давида БУРЛЮКА, чье смелое большое турне по Сибири вдохновило на творчество многих молодых художников.
Красочные акварели принадлежат кисти московского художника Петра ДОБРЫНИНА. Это чудесные этюды, в которых много очарования архитектуры и природы российских городов. Уходя из голодной Москвы, ДОБРЫНИН проехал от Самары до Кургана (все путешествие прослеживается в этюдах). Конечный пункт – Красноярск, где художник оставил свои работы в местном музее.
– Лаконичное название нашей выставки расшифровывается: «из забытого и уцелевшего наследия», но я бы хотела написать даже так: «из запретно-забытого», – говорит Ирина ДЕВЯТЬЯРОВА. – Потому что в биографиях художников, которые были как-то связаны с колчаковскими газетами, с жизнью в 1919 году в Омске, этот период замалчивается, мягко отсекается. Вот и то, что касается Петра ДОБРЫНИНА. Когда музей Красноярска, как и у нас, разделился на краеведческий и изобразительных искусств им. В.И. Сурикова, то, пишет мне коллега, директор музея вынесла папочку с рисунками ДОБРЫНИНА и сказала: «Забирайте! Нам этот белогвардеец не нужен». Обычно с экспонатами расстаются неохотно.
Самая уникальная часть экспозиции – белогвардейские плакаты и листовки. То, что чудом уцелело и сохранилось.
«Единая Россия» – бросается в глаза при входе в зал. Оказывается, так в 1919 году назывался журнал, и на его обложках публиковались лучшие плакаты. Правда, авторы многих неизвестны. Есть, например, таинственная монограмма «В.С.Л». Есть и подпись – Андрей КАРНАУХОВ, что дает право полагать, что это Андрей Николаевич КАРНАУХОВ, известный петербургский акварелист.
Среди авторов других плакатов – московский журналист и художник Алексей МАТВЕЕВ, часто работающий под псевдонимом Аргус, знаменитый иллюстратор Лев БРУНИ. Очень яркий, выразительный плакат последнего наделал немало шума. На плакате изображены В.И. ЛЕНИН и Л.Д. ТРОЦКИЙ с пауками и черепами в виде корон, а над ними – пятиконечные звезды. Символ был еще новый, и еврейское сообщество, не разобравшись, возмутилось, посчитав, что художник изобразил звезду Давида.
Карикатурные образы Ленина и Троцкого встречаются во многих плакатах. Вот друзья решили бежать в Сибирь. Но на границе их встречают штыками солдаты в валенках и шапках-колчаковках: «А ну-ка, суньтесь!» Кстати, шапки, которые сейчас называются ушанками, когда-то назывались колчаковками, поскольку ими была экипирована колчаковская армия.
Прообраз большевистского плаката «Ты записался добровольцем?» – плакат «Ваша родина зовет ВАС». Автор его немецкий художник Ганс ФРАНТА как бы отстраняется от проблемы, подчеркивая: ваша родина. Слово «вас» состоит у него из заглавных букв, и не понятно, обращается ли художник на «вы» к каждому или же он обращается ко всем россиянам. А вот солдат на плакате почему-то похож на китайца.
Нельзя не отметить, что агитационно-пропагандистская продукция белых была слабее их противников. Да и сама агитация началась слишком поздно. Возможно, в этом одна из причин поражения. Но это тема отдельного разговора.
Выставка «1919. Белый» будет, безусловно, интересна и тем, кто увлекается историей, и тем, кто интересуется малоизвестными страницами русского искусства, искусства ХХ века. Она продолжит работу до 6 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ