Кризис кадра: IT-рынку Омска не хватает господдержки и сотрудников.
В областном Конгресс-холле состоялась предварительная встреча омских IT-компаний с представителями областной власти в формате круглого стола. Было это в апреле, когда министром экономики региона пока еще числился Расим ГАЛЯМОВ.
Началось обсуждение с «обманки»: ГАЛЯМОВ попросил всех посмотреть на экран, на котором демонстрировались слайды о нашем регионе. Чиновник бегло прокомментировал презентацию, которая, по его словам, призвана представлять Омскую область на различных «внешних мероприятиях» – иногородним потенциальным инвесторам, например. Информация там была представлена действительно стандартная: какую площадь занимает регион, сколько человек тут проживает, перечислены достоинства и недостатки. К последним, к слову, относится отсутствие в нашей области небольших городов, которые бы работали на экономику, чем могут похвастать в Новосибирской области или на Алтае. Славится же Омск образованием, выгодным географическим положением (это означает – меньше затрат на логистику и возможность проводить международные события), высокотехнологичным производством, агробиотехнологиями, доступным сырьем.
После краткого выступления, из которого никто ничего нового не узнал, министр объяснил, зачем показывал слайды:
– Вы видите хоть где-то на них упоминание IT-отрасли? Мне бы очень хотелось это там видеть, ведь направление традиционно сильно в нашем регионе. Министр экономики должен выступать как агент продаж – это нормально. Мы продаем зерно, конфеты, пленку. Этой презентацией мы продаем регион в хорошем смысле слова. Поэтому я и говорю, что там обязательно должны быть IT!
Затем последовал классический спич о важности диалога между бизнесом и властью. И участники круглого стола не преминули воспользоваться возможностью высказаться.
Сергей ЗАЙЦЕВ, глава компании «Анте» признал, что на местном IT-рынке много проблем. Первая из них касалась мер государственной поддержки отрасли:
– В Российской Федерации предусмотрен ряд мер поддержки IT-компаний, и это очень важно, поскольку рынок высококонкурентный, низкомаржинальный. IT-компании могут получать льготы по страховым взносам и расходам на вычислительную технику. Для этого нужно пройти аккредитацию в Минкомсвязи. Но это относится только к тем компаниям, которые занимаются разработкой программ для ЭВМ, услугами по адаптации, модификации этих программ. Остальные игроки рынка с точки зрения законодательства IT-компаниями не являются. Наша компания, например, осуществляет несколько видов деятельности: информационная безопасность, продажа, настройка, внедрение информационных систем, оборудования, сервис и так далее. Я считаю, что мы имеем полное право называться IT-компанией! В ряде других регионов осуществляется местная поддержка, в которой к IT-компаниям относят более широкий список предприятий, занимающихся производством периферийного оборудования, защитой информации и прочим. Это и льготное налогообложение, и помощь в получении кредитов, и предоставление субсидии. Тюмень, Новосибирск, Челябинск, Пенза, Ялта... Развитию омской IT-отрасли, конечно, поспособствовали бы бюджетные инвестиции.
Второй камень преткновения – кадры:
– Люди уезжают из региона. В нашей же сфере эта проблема в разы усугубляется. За последние два месяца наша компания потеряла трех высококвалифицированных человек. Сфера развивается настолько стремительно, что уровень соискателей не поспевает за требованиями компаний. Хотя вакансий на рынке очень много. В Санкт-Петербурге власти компенсируют местным компаниям расходы на привлечение специалистов из других регионов – оплачивают билеты, жилье, возмещают часть зарплаты.
Университеты не справляются тоже: выпускники слишком «зеленые», чтобы удовлетворить работодателей своими стараниями. Поэтому ЗАЙЦЕВ всерьез задумывается о создании в Омске центра повышения квалификации для IT-специалистов.
Президент IT-кластера Сибири Александр ТИМОФЕЕЧЕВ обозначил тему, которую уже поднимал в ходе недавно состоявшегося IT-форума: большинство местных компаний даже не пытаются презентовать себя на территории региона, поскольку подавляющая часть заказов приходит из-за рубежа. Пока в Омске не появятся заказчики местного продукта, активное развитие IT-отрасли остается под вопросом. Первый шаг, который поможет сдвинуть дело с мертвой точки, по расчетам эксперта, продвижение регионального IT-парка, чтобы компании теснее контактировали друг с другом: существующая площадка с этой задачей не справляется. Конечно же, нужно работать над высшим образованием, чтобы насыщать кадрами регион. А для этого – заниматься соответствующей профориентацией с детьми, заинтересовывать молодежь, увеличивать количество бюджетных мест на факультетах, готовящих IT-специалистов. Третий шаг ТИМОФЕЕЧЕВ возлагает на власть, которая, на его взгляд, способна помогать организовывать для предпринимателей B2B встречи, конференции, семинары, способствующие внедрению прогрессивного программного обеспечения в государственных учреждениях. Четвертое – ввести уже упомянутые налоговые преференции. Пятое – пользоваться IT-лабораторией, родившейся в недрах IT-кластера. Шестое – чаще встречаться власти и бизнесу, разумеется. Глава кластера предложил свою площадку под эти цели.
Еще один спикер – соавтор программы SIGMA Олег КУРНЯВКО – рассуждая о кадровом голоде в IT-сфере, заявил, что в омских вузах чересчур увлекаются «сохранностью контингента», заботясь о троечниках и снижая мотивацию лучших. Заговорил он и об обязательной помощи стартаперам в части налаживания контактов, в проведении экспертиз. Не хватает и положительных историй успеха, широко транслируемых в информационном пространстве, которые могли бы замотивировать новичков.
Немного поспорила с другими гендиректор компании 7bits Анна ТАРАСЕНКО, которая заметила, что если талантливые ребята все-таки уезжают из Омска в более крупные, успешные компании, то это, наоборот, комплимент региону и тому предприятию, на котором они работали до этого. Она повторила идею ТИМОФЕЕЧЕВА: софт многие омские предприятия, включая чиновников, могут заказывать у местных IT-компаний, а не покупать в Москве. Это бы дало неплохой толчок. То, что омичи сейчас активно работают на экспорт, по мнению ТАРАСЕНКО, не проблема, а преимущество: подглядывая за зарубежными коллегами, местные специалисты быстро растут, а также приносят деньги в регион. Она заметила, что казахстанский IT-рынок фактически свободен. Там практически нет специалистов, и они нередко обращаются к омичам с просьбой воспитать им сотрудников. Также казахстанцы готовы покупать российские IT-продукты, причем по очень выгодным ценам, ничуть не уступая в платежеспособности американцам.
Не остался в стороне от дискуссии и Алексей КОРОВЯНСКИЙ, технический директор «Effective» – международной IT-компании, специализирующейся на заказной разработке высококачественных цифровых сервисов и продуктов для Retail, Telecom и B2G бизнесов. Он напомнил, что около двух десятков местных компаний представляли себя в рамках IT-форума на суд высоких гостей – коллег из Москвы, Казахстана. Так что их пока и можно, мол, взять в презентацию чиновничью.
Что касается запросов бизнеса, то спикер обозначил, что занимается этим бизнесом на протяжении четырех лет, и в числе их клиентов есть мобильный оператор Yota и американская торговая сеть Walmart:
– Однозначно на старте в Омске много проблем. У нас начинать сложнее, чем в Москве или где-то еще. Меры стартовой поддержки у нас звучат так: выживешь – молодец, не выживешь – не омич... С другой стороны, Омск закаляет всех, кто здесь работает. Те бизнесмены, которые выжили здесь, мегаконкурентоспособны. Может быть, им нужна помощь по выходу в другие регионы. У нас с инвестициями в регионе не очень хорошо. А ведь это как бензин для бизнеса. КПД омского бизнеса – машин – очень высок. Но в мировых заездах мы победить не можем, поскольку нам не хватает бензина.
КОРОВЯНСКИЙ признал наличие кадрового голода, но, по его наблюдениям, образование не справляется не только в Омской области. Есть коммерческое образование, есть стажировки внутри компаний, и эту систему вполне можно эффективно выстроить, если работать комплексно, посчитал эксперт.
Подытожил проведение круглого стола Максим СУШКОВ, начальник Главного управления информационных технологий и связи Омской области, предложив создать отдельную рабочую группу по вопросам господдержки. Парируя упреки участников мероприятия о том, что в других регионах преференции весьма щедрые на нашем фоне, чиновник не мог не вспомнить о нашем скудном бюджете, не позволяющем допускать «выпадение доходов». Перефразируя Матроскина из Простоквашино, СУШКОВ подчеркнул: чтобы продать омский продукт за пределы региона, нужно сначала его создать, а у нас пока ресурсов не хватает. Затем он пожурил омских айтишников за то, что те не откликнулись на призыв высказать свои предложения по внедрению проекта цифровой экономики. Впрочем, есть надежда, что в дальнейшем сотрудничество окажется более продуктивным.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 апреля 2019 года