31 марта в областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля состоялось открытие выставки «Дайте мишке шанс! Фарфор мастерской Игоря КЛИМЕНКОВА».
Название выставке подарила одна из экспонируемых скульптур — медведь с автоматом, в дуло которого вставлен цветок.
Как пояснил куратор выставки Иван ГОЛЬСКИЙ, «сюжет отсылает к событиям 1967 года, — к «походу хиппи на Пентагон», когда 50 тысяч человек вышли с акцией протеста против войны во Вьетнаме. С цветами против оружия. Всем известен кадр французского фоторепортёра Марка Рибу: строй солдат с оружием наперевес и прямо перед ними, совсем близко — девушка с цветком в руках. В 2017 году исполняется 50 лет пацифистской акции – «Цветы в дуло винтовки». А музей, экспонируя эту скульптуру, тем самымым напоминает: «Когда говорят музы, пушки молчат!»
Автор «Мишки» — Майк Ливитт, скульптор из Сиэтла, работающий в редком жанре сатирической и юмористической скульптуры.
Для данной экспозиции московская мастерская Klimenkoff передала омскому музею более 140 предметов. Коллектив скульпторов и художников за 14 лет существования предприятия создал уникальную коллекцию, поскольку вектор движения этого творческого коллектива нацелен не на массовое производство, а на создание уникальных произведений — фарфоровых шедевров. Тираж изделий ограничен, а по качеству продукции Klimenkoff может посоперничать с известнейшими производителями художественного фарфора, имеющими почтенную историю.
На открытии выставки присутствовал владелец мастерской Игорь КЛИМЕНКОВ. Взяв слово, он прежде всего поблагодарил всех присутствующих за интерес к его коллекции, а затем рассказал историю своего фарфора.
В 2003 году Игорь приехал в Москву, чтобы организовать экспериментальную студию фарфора. Цель (и мечта) — научиться отражать в фарфоре нынешнее время, сегодняшний день, зафиксировав быт нравы и характерные черты ХХI века. Начинал с нуля. Собрал вокруг себя группу единомышленников-скульпторов и художников, имеющих опыт в производстве художественного фарфора, и начал работать. Предмет интереса — жанровая сцена и городские типажи, поэтому для начала решено было следовать опыту завода Гарднера и Попова: вылепить модели фигур (уличных торговцев, разносчиков) по иллюстрациям к журналу «Волшебный фонарь» 1817 года издания.
— Не было цели повторять уже сделанное кем-то до нас, — подчеркнул Игорь, — поэтому уже в 2004 году наша скульптор Татьяна НЕМЦОВА создаёт современную фигурку, сделанную по фотографии продавщицы лимонов у Киевского вокзала.
Эту работу мы можем увидеть на выставке в первой витрине, рядом с ней расположились ещё три статуэтки из этого цикла: «Торговка апельсинами», «Ученик парикмахера», «Маляр».
Большая часть коллекции — отражение воспоминаний о счастливом детстве. И здесь уже советская эпоха, 50-60-е годы ХХ века, — источник вдохновения Игоря КЛИМЕНКОВА. Образы, запечатленные в таких работах как «За чтением», «Квас пьют», Летом на даче», «Рыбий жир», «Прогулка», «Дима», тоже создавались по фотографиям, — но это уже фотографии из семейного альбома.
Большинство этих скульптур имеют конкретные прототипы, а некоторые стали собирательными образами. Но поскольку все мы родом из советского детства, эти персонажи узнаваемы для нас и отсылают каждого зрителя воспоминаниями в ту счастливую пору, когда родители наши были молоды.
Рассказывая о сегодняшней работе своего предприятия, Игорь Клименков заострил внимание на том, что особенность его мастерской — разнообразие художественных стилей.
— Отсутствие стиля — идеология моего предприятия. Я вырос в провинциальном городе и не имею художественного образования, поэтому могу позволить себе отойти от общепринятых рамок в художественной скульптуре. В России существовало две школы: академическая (европейская) — это императорский завод, обслуживающий потребности царского двора, и вторая школа — это частные заводы. Я в фарватере частных заводов, — так пояснил Игорь вольности, которые может позволить себе частная мастерская художественного фарфора.
Роспись неглазурованного фарфора — это необычно («Пакет молока», «Самолётик из тетрадного листа», »Бумажный кораблик»). Например, такой приём, как комбинирование глазурованных поверхностей с бисквитом, ещё недавно вызывал неоднозначную реакцию у искусствоведов. И действительно, в работе мастерской прослеживается, как мы видим, несколько направлений: бисквитный фарфор (овощи, фрукты, цветы, и т.д.), мелкая пластика (скульптура, пасхальные яйца в уникальной росписи и прочее), а также авангардный дизайн.
Еще одно направление — декорирование сервизов, ваз и других готовых предметов, закупаемых на сторонних предприятиях. Вся роспись производится только вручную, кистью, без использования деколей и трафаретов. В орнаментальной живописи, например, мастерская Игоря Клименкова одна из лучших в мире. И лепка нежнейших фарфоровых цветочных композиций по технологии Петра ИВАНОВА (на которой также специализируется мастерская) — редкое искусство, секретами и навыками которого владеет всего несколько человек в стране. И эти факты подтверждают слова Игоря о том, что приоритеты мастерской — качество и техническое совершенство.
А ориентирами и источниками творческого вдохновения в художественном фарфоре КЛИМЕНКОВ называет, во-первых, Мейсенскую мануфактуру XVIII века, отмечая «милость», пасторальность работ этого времени. Во-вторых, Севр конца XVIII – начала XIX веков — это стиль ампир, наполеоновская эпоха и непревзойдённый по качеству и белизне бисквитный фарфор. В-третьих, это, конечно, Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге XIX века. И его влияние, безусловно, ощутимо.
Обращают на себя внимание и миниатюрные скульптуры серии «Русское нэцке» (автор Татьяна НЕМЦОВА) и «Нефтяная» серия Дарьи МОШИНОЙ. Особенно хорош стаканчик «Золотое дно».
Интересны рельефы, созданные Татьяной НЕМЦОВОЙ по мотивам медальонов Елены Янсон-Манизер, украшающих станцию метро «Динамо». На медальонах изображены аллегории 21 вида соревнований, по которым проводилась Спартакиады народов СССР.
Игорь КЛИМЕНКОВ всю коллекцию, представленную на выставке «Дайте мишке шанс!», передал в дар омскому музею, прокомментировав свой поступок следующим образом:
— Музей как социальный институт хранит историко-культурное наследие. Передавая в дар коллекцию, я, прежде всего, хотел её сохранить. Для истории, для людей, для которых и существуем. Ведь одна из главных задач декоративно-прикладного искусства — радовать. Кстати, это одна из причин, побудивших меня заняться производством художественного фарфора в такие трудные для страны времена, а вторая причина — стремление показать себе, прежде всего, что всё в наших собственных руках. Всё можно построить и всё преодолеть, опираясь на свою силу воли и силу своего ума. И может быть, посещение этой выставки сподвигнет кого-то из юных посетителей на создание своего дела, на творческий созидательный труд.
Омичи и гости нашего города могут увидеть экспозицию с 1 апреля по 1 июня по адресу ул. Ленина, 3 в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ