Историко-краеведческий музей представляет выставку «40 000 лет и зим. Долгий сон мамонтенка Любы».
Мумия трехмесячного мамонтенка – один из главных экспонатов Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского (Салехард), и уж точно – самый путешествующий. Люба побывала в США, Западной Европе, Гонконге, городах России и вот, можно сказать, посетила историческую родину. Ведь родиной мамонтов считается Сибирь, а Салехард когда-то входил в состав Омской области.
– Тело мамонтенка нашел в 2007 году оленевод Юрий ХУДИ, – рассказывает заведующая сектором естественной истории МВК имени И.С. Шемановского Галина КАРЗАНОВА. – Найдена Люба у нас на полуострове Ямал, в долине реки Юрибей. Местные жители кочуют там с оленями по тундре. Мамонтенок лежал на отмели, и, в общем-то, повезло, что его не съели животные, не отнесло течением в сторону и что накануне подтаял снег – иначе оленевод мог его не заметить. Мамонтенка назвали Любой в честь жены Юрия ХУДИ, но это сделали уже ученые. В СМИ часто пишут, что Юрий ХУДИ дал имя сам. Но такого быть не может. Во-первых, ненцы – скромный народ. Во-вторых, у них трепетное отношение ко всему, что приходит из «нижнего мира», а именно там, по поверью, до сих пор живут мамонты. Поэтому когда он случайно обнаружил находку, он ее даже не трогал, а проехал целые сутки на снегоходе до Нового Порта, чтобы сообщить о ней.
Двухлетние исследования тела мамонтенка, которые проходили в США, Японии, России, показали, что на момент гибели он был совершенно здоров и, вероятно, провалился под лед и утонул: в дыхательных путях были обнаружены остатки ила. Заболоченная среда, населенная кисломолочными бактериями, помогла ему избежать разложения. После Люба оказалась в так называемой ледяной линзе, где и провела 40 000 лет. В конце концов, река вымыла линзу, и мамонтенок «приплыл» к людям.
– Почему мы говорим, что это уникальная находка, – поясняет Галина КАРЗАНОВА. – В мире на сегодняшний день существуют три находки детенышей мамонта целыми тушками, остальные – фрагментарные. Это мамонтенок Маша, тоже найденная на Ямале в 1988 году, мамонтенок Дима, и вот – Люба. Она сохранилась лучше всех, только чуть-чуть погрызены ушки и хвостик.
Мамонтенок действительно выглядит как живой. Кажется, он идет к нам и улыбается. Идея показывать экспонат не в горизонтальном положении, а на подставке, принадлежит профессору Мичиганского университета Дэну ФИШЕРУ. Над специальными подставками работали долго, но эффект того стоит.
Путешествует Люба в корфе, внутри которого вырезаны все нужные изгибы («Ну, знаете, как духи вкладывают в коробочку», – говорит Галина Алексеевна, прибегая к чисто женским ассоциациям). Корф спасает от перепадов температуры и влажности, от механических воздействий. Во время исследования тело мамонтенка хранилось в морозильной камере, но после консервации, проведенной в Санкт-Петербурге, стало достаточно соблюдения климат-контроля. Тем не менее, требования к принимающей стороне предъявляются жесткие. Например, при невозможности соблюдения некоторых из них на олимпиаду в Сочи возили «двойника» Любы, точнее – ее копию. Витрина, предоставленная гостье в Омске, признана самой просторной и комфортабельной на сегодняшний день.
Кстати, до консервации Люба весила 50 килограммов, а после спиртовых и прочих ванн, процедуры обезжиривания, «похудела» на 20 кг. За ее изменениями постоянно следят.
– У нас каждая щелочка на учете, – улыбается Галина КАРЗАНОВА. – Когда мы, допустим, сдаем и принимаем экспонат, прямо с журналом ходим и смотрим: потертость есть? – есть; кратеры есть? – есть. Если какая-то дырочка расширилась, это уже сигнал присмотреться внимательнее. Но пока никаких серьезных изменений не было.
Естественно, что, исследуя такой благодатный материал, ученые сделали много интересных выводов о жизни древних гигантов. В частности, что они рождались уже с шерстью (фрагменты ее сохранились). Оказалось, что детеныши мамонтов, как и современные слонята, употребляли в пищу помёт матери, тем самым создавая нужную микрофлору в кишечнике. Остатки в нем материнского молока, в котором обнаружили споры и пыльцу растений, рассказали о растительности того времени.
Сегодняшняя экспозиция не является выставкой одного экспоната. На ней присутствуют косторезные миниатюры (многие из них выполнены в мастерской Н.В. ПЕРИСТОВА). Она также знакомит с мифологическими представлениями о мамонтах коренных народов Ямала, которые воплощены в работах Сергея БАРАНОВА, художника, несколько лет назад переехавшего из Омска в Салехард. В созданных им на зеркальном пластике картинах присутствует и таинственный народ сихиртя, представители которого пасут мамонтов в нижнем мире, и щука с бивнями. Ханты считают, что, когда щука живет долго, она превращается в мамонта. У селькутов мамонтами становятся медведь и олень. В некоторых мифах мамонтам приписываются черты птиц («Крылатый»), исходя из других, они участвовали в создании Земли («Держащие Землю»). Есть и просто изображения кочующих животных: «Через снега», «Ледники отступили», «Сияние. Путь».
Перечисленные экспонаты позволяют шагнуть в мир мамонтов, настоящий и вымышленный, познакомиться с теми, кто обитал тысячи лет назад там, где сейчас живем мы. Выставка будет работать в Омском краеведческом музее до 6 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ