Традиционная майская выставка посвящена юбилею создателя и первого директора музея.
Вера Кондратьевна БЕЛОВА, дочь народного художника СССР Кондратия Петровича БЕЛОВА, родилась 8 мая 1934 года. В детстве и юности она любила рисовать, посещала художественные студии, однако, получив образование инженера-гидротехника, большую часть жизни проработала в проектном институте. Осенью 1989 года, когда Министерство культуры РСФСР рассмотрело и только согласовывало вопрос о создании в Омске мемориального музея Кондратия БЕЛОВА, в доме на улице Чокана Валиханова уже шли ремонтные работы. Руководить ими взялась дочь художника со знаковым именем – Вера. Ей пришлось осваивать навыки и инженера-строителя (но это было хотя бы немного знакомо), и музейного работника. В декабре 1989 года Веру Кондратьевну назначили на должность заведующей филиалом Омского музея изобразительных искусств, а 1 апреля 1992 года она стала директором Омского государственного музея Кондратия Белова, годом ранее распахнувшего свои двери для посетителей.
Уже много лет в день рождения Веры Кондратьевны в музее открывается выставка «Цветы для Веры». Омские художники, в том числе члены клуба «Рисовальные понедельники», также возникшего по инициативе Веры Кондратьевны и возрождающего салонные традиции начала прошлого века, посвящают ей цветочные натюрморты. Вот и сейчас, в день 90-летия со дня рождения основательницы музея, выставочный зал превратился в символический неувядающий букет.
Свои работы представили Иван СОЛОДУХИН, Наталья ПРОНИНА, Владимир СИДОРОВ, Расхат НУРИЕВ, Тамара ВАСИЛЬЕВА, Лариса ДЕГТЯРЕВА и многие другие. На их полотнах цветут маки и ромашки, пионы и одуванчики, астры и сирень. Совсем как в стихотворении Пастернака, «тянутся цветы герани за оконный переплет» в работе Владимира БЕЛОУСОВА.
Экспозиция дополнена авторскими украшениями Светланы ЛОПАРЕВОЙ, чудесными валяными котами Надежды САМСОНОВОЙ, зайцами Тедди Татьяны СИЛИЧ. Коты, между прочим, присутствуют не просто так – каждый тоже с букетом.
Клубное объединение, душевные посиделки у самовара, пироги по семейному рецепту, атмосфера не просто музея, но музея-дома, где хорошо и зрителям, и художникам – то, что мечтала воплотить в этих стенах Вера Кондратьевна, и это ей удалось.
– Я вошла сейчас в музей и поняла, что вы на верном пути, – сказала на открытии выставки ведущий научный сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Галина СЕВОСТЬЯНОВА. – С порога нас встречает своими работами Кондратий Петрович, а продолжается всё в этом замечательном выставочном зале, который сегодня буквально расцвел. Вера Кондратьевна когда-то была членом нашего коллектива – коллектива Музея имени Врубеля. И мы, тогда еще молодые сотрудники, тоже загорелись идеей создания нового музея, но то, как горела этой идеей Вера Кондратьевна, конечно, передать невозможно. Это был такой энтузиазм, такая любовь – к отцу, к семье, к делу, к которому она приступила с большой ответственностью. И сейчас, когда мы проходим по улице Чокана Валиханова, мимо этого замечательного дома-музея, мы, конечно, вспоминаем и Кондратия Петровича, и Веру Кондратьевну – красивых, талантливых, умных людей, чье дело продолжает жить.
Музей располагается в особняке, принадлежавшем до революции известному омскому промышленнику и общественному деятелю Филиппу Штумпфу. И по задумке Веры Кондратьевны, этот дом должен был знакомить посетителей не только с жизнью и творчеством ее отца, но и восстанавливать распавшуюся связь времен. Как дань уважения первому владельцу в музее появилась «Гостиная Ф.Ф. Штумпфа», где висит его портрет, стоит старинная мебель и часто раздаются звуки фортепьяно. Однако путь ко всему этому был нелегкий. Как рассказывал реставратор Николай АНДРОСОВ, здание, в котором много лет находились коммунальные квартиры, было очень запущено. Деревянные венцы частично сгнили, частично были повреждены насекомыми. Весь сруб пришлось буквально перебирать по бревнышку. Сложно оказалось сохранить и лепнину.
– Всё началось в 1985 году с инициативы Станислава Кондратьевича БЕЛОВА, который предложил создать в городе дома-музеи, дома-мастерские выдающихся художников Омска – ЛИБЕРОВА, БЕЛОВА, – вспоминает сын Веры КОНДРАТЬЕВНЫ, нынешний директор музея Владимир БЕЛОВ. – В 1988 году он уже плотно взялся за это, но внезапно заболел и вскоре скончался. А накануне кончины позвонил своей сестре Вере и напомнил такую историю из детства. Когда они еще были маленькими, Кондратий Петрович собрал детей вокруг себя и начал мечтать, кем они станут в будущем. Сказал, что старшая Галя, конечно, станет выдающимся комсомольским деятелем. Так и получилось: Галина Кондратьевна в свое время возглавляла комсомольскую организацию в Новосибирской области. Слава будет великим, знаменитым художником. И это, как мы знаем, сбылось: Станислав Кондратьевич стал профессором живописи, заслуженным деятелем искусств, долгое время возглавлял Союз художников. Ну а ты, Вейка, сказал он Вере Кондратьевне, будешь директором моего музея. И вот, когда брат напомнил ей об этом, она согласилась, хотя очень боялась. Ей пришлось уволиться с работы, прервать стаж, что сказалось потом на размере пенсии, и заняться ремонтом, строительством. Это было начало 1990-х, вы помните, какие были времена: ни денег, ничего. Вера Кондратьевна даже иногда торговала ликеро-водочными изделиями, чтобы заплатить строителям. Бывало, что просиживала днями в приемных у разного рода руководителей, где ее не хотели замечать, но все-таки добивалась аудиенции и добивалась результата. И вот – музей живет и работает уже более тридцати лет.
Вера Кондратьевна умела дарить счастливую судьбу всему, за что бралась. Сразу после открытия музея она создала еще и гимназию, которой тоже дала имя отца (появление в городе подобного учебного заведения было мечтой Кондратия Петровича). Чуть позже она получила название Славянской школы Кирилла и Мефодия. Здесь занимаются дети с трех лет до 11-го класса. Внимание уделяется как их обучению, так и духовному воспитанию. После окончания выпускникам выдается аттестат государственного образца.
Говоря о Вере Кондратьевне, все отмечают ее доброту и душевность, внимание к каждому человеку. Могу добавить к этому собственные впечатления. Я не была близко и долго знакома с Верой Кондратьевной, мне посчастливилось встретиться с ней лишь однажды. Летом 2001 года в Музее Кондратия Белова открылась выставка его работ «Белая столица – перелом эпох». Тема эта тогда была «модная», но еще совершенно неизученная. Я пришла в музей и спросила, кто бы мог дать комментарии по выставке. Ко мне спустилась Вера Кондратьевна и очень подробно рассказала о каждой картине, о тех событиях, которые были запечатлены на внушительного размера холстах, о том, как они отразились в судьбе художника, насколько были личными для него. И материал у меня получился не только о выставке, но и о чем-то большем. А музей с тех пор стал одним из любимых.
Весь май в нем будет работать выставка «Цветы для Веры». Она тоже может о многом рассказать.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ