Новую версию спектакля об Эдгаре Дега омичи увидели в минувшие выходные.
В Театре живописи (Музей им. М.А. Врубеля) состоялась премьера спектакля «Танцуем Эдгара Дега». Он посвящен крупнейшему мастеру импрессионизма второй половины XIX века. Как можно рассказать о «живописце танцовщиц», создавшем множество портретов балерин? Конечно, танцем. Поэтому танцуем. Танцуем Эдгара Дега.
В спектакле заняты студенты кафедры хореографии факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Три Полины, Ксения, Анастасия и Елена – современные балерины, такие же воздушные и одновременно земные, как музы Дега, – пытаются постичь великого художника. Спектакль буквально сочиняется на глазах. Словно отвечая урок своему балетмейстеру (актер Театра драмы Николай СУРКОВ), что-то забывая, делая паузы, юные нимфы рассказывают разобранную на реплики биографию французского художника, отказавшегося от аристократической фамилии, посвятившего всю жизнь наблюдению за женщинами в их естественной среде. Вот и его танцовщицы часто изображены в репетиционных классах, до или после спектакля. Они бывают уставшими и некрасивыми, но вдруг вновь взлетают в вихре прекрасного танца. Что привлекало в них странного ворчливого человека с дурным характером, не любившего большое общество и солнечный свет, и в конце концов оставшегося в одиночестве и темноте? Тайна, которую зрители пытаются разгадать вместе с актерами.
– Этот спектакль мы выпустили впервые в 2008 году, а сейчас не восстанавливаем его, а делаем заново, – рассказывает режиссер Николай МИХАЛЕВСКИЙ. – Тогда исполнителем мужской роли у нас был профессиональный балетмейстер Станислав КОЛЕСНИК, с ним работали девочки из его ансамбля классического танца. Потом, к сожалению, КОЛЕСНИК ушел из жизни. Его воспитанницы повзрослели, сейчас они работают в Музыкальном театре. Но мы все время вспоминали этот спектакль, чувствовали, что многое недоговорили. И вот сейчас эта история оживает заново. В спектакле работают студентки курса заслуженной артистки России Натальи ТОРОПОВОЙ. Это будущие хореографы. И если предыдущие исполнительницы были ориентированы исключительно на классику, то нынешние танцуют и народные, и современные, и классические танцы. У них совсем другая природа и, значит, получается совсем другая история. К тому же, как будущие постановщики они сами смогли придумать некоторые танцы, хореографические линии.
На маленькой сцене сталкиваются, перемешиваясь в причудливом калейдоскопе, два пространства, две энергии, две стихии – искусства и жизни, живописи и балета. Ожившие фигуры балерин проступают сквозь картины, проецируемые на экран. Происходящее в балетном классе, в свою очередь, вдруг застывает в живописном сюжете. И – поток информации. Из уст юных танцовщиц, их наставника, листающего художественный альбом, и женщины с фотоаппаратом, ворвавшейся в действие на середине, но дарившей нам свой голос с самого начала. Заслуженная артистка России Татьяна ФИЛОНЕНКО как всегда становится неподражаемой рассказчицей.
Этот спектакль о непредсказуемости действий и немотивированности пауз. В нем легкость начала и легкость конца. То, что родилось в слове, но в слове уже существовать не может. Итак – танцуем, танцуем. Нам все время напоминают об этом. «Танцуем Эдгара Дега».
Ближайший показ – 25 января.
Фото © Театр живописи