Комическая опера «Граф Калиостро» в Омском музыкальном театре стала самой ожидаемой премьерой сезона.
Кто не помнит фильм Марка ЗАХАРОВА «Формула любви» о смешном дворянине Федяшеве, влюбленном в мраморную статую, и взявшемся оживить ее маге-авантюристе Джузеппе Калиостро! Наверняка чуть меньше помнится сам источник сюжета – рассказ Алексея ТОЛСТОГО «Граф Калиостро», где все было довольно зловеще и мрачно, а граф представал злым гением. Так или иначе, всем было интересно, как подобную историю можно воплотить в опере, причем написанной в 1970-е годы Микаэлом ТАРИВЕРДИЕВЫМ (в содружестве с драматургом Николаем КЕМАРСКИМ).
Широкая публика знает ТАРИВЕРДИЕВА в основном по музыке к кинофильмам, которых было более ста тридцати. Но перу композитора принадлежат еще несколько вокальных циклов, инструментальных концертов, четыре балета и пять опер. Его творчество относится к так называемому «третьему направлению», понятие которого возникло в композиторской среде в середине прошлого века. Это нечто пограничное между популярной и академической музыкой.
Авторы оперы «Граф Калиостро» перенесли действие в современность, то есть в свое время. Таковым оно остается и в спектакле: это узнаваемые советские реалии.
События происходят в музее – бывшей дворянской усадьбе, где работает молодой аспирант Алексей Федяшев (Андрей ТУЛЬНИКОВ), влюбленный в портрет хозяйки поместья. В Федяшева, в свою очередь, влюблена сотрудник музея Мария (Елена БИЛЫК), целеустремленная девушка, готовая к самопожертвованию.
А появившийся в зале загадочный иностранец, именуемый себя магом оккультных наук графом Калиостро (Джени ОКРОПИРИДЗЕ), берется оживить портрет, правда, предупреждая, что мечта может не совпасть с реальностью. «Думайте! Думайте!» – настойчиво повторяет он. Это, вроде бы, об образе, который должен материализоваться силой мысли, но скорее всего – о решении вообще. Научно подкованный молодой человек, конечно, поначалу не верит в подобное мракобесие и подозревает «обман трудящихся масс», но соблазн побеждает.
Музыкальный язык оперы очень демократичен – это и романсы, и ироничная стилизация под музыку XVIII века, и даже речетатив, в который вплетается современный (опять же для 1970-х) сленг. Как считает режиссер-постановщик Александр ЛЕБЕДЕВ, с помощью подобного произведения можно познакомить неискушенных зрителей с искусством оперного театра, не обрушивая на них сразу всю оперную культуру.
Говорят, что оперу не смотрят, а слушают. При этом она всегда зрелищна. Сейчас тоже есть на что посмотреть: зал музея-усадьбы со всей его пышной старинной обстановкой воссоздан практически натурально (художник-постановщик – Сергей НОВИКОВ). Инфернальную атмосферу, в которой мелькают тени прошлого, создает свет, за работу с которым стоит сказать «браво» Ренату КАГИРОВУ. Спектакль поставлен в камерном формате, поэтому зритель оказывается настолько близко к происходящему, что, кажется, он сам перенесен туда какой-то волшебной силой.
Граф Калиостро – не мрачный злодей, как у ТОЛСТОГО, и не обманщик-авантюрист, как у ЗАХАРОВА. Джени ОКРОПИРИДЗЕ создает глубокий, насыщенный образ настоящего чародея, который живет уже тысячи лет и знает всё о людской психологии. Поступки людей он просчитывает на раз-два-три, и чаще всего они вызывают в нем грусть. Любовь молодого человека впечатляет его, он берется помочь, хотя понимает, что оживление портрета капризной красавицы чревато глобальным разочарованием. Но, возможно, это и откроет юноше глаза на то, что настоящее чувство всегда было рядом.
В спектакле много гротескных образов, характерных именно для советской эпохи: спекулянт от искусства Жан Ложкин, остросатирический персонаж (Вадим НЕВЗОРОВ), директор музея (заслуженная артистка РФ Ирина ТРУСОВА). Да и главный герой часто нелеп и смешон, он чем-то напоминает Шурика из комедий ГАЙДАЯ.
Не выбивается из комедийной канвы и героиня Юлии СОЛОВЬЕВОЙ – Прасковья Петровна. Покинув рамки портрета, жеманная красавица XVIII века быстро осваивается в новом времени, а надев современные «шмотки», и вовсе начинает отжигать не на шутку. И, пожалуй, еще недавно трепетно влюбленному аспиранту хотелось бы запихнуть ее обратно.
В спектакле соединяется смешное и серьезное, юмор и философия. Это легкая и изящная история о том, как близко может быть на самом деле недостижимое счастье и как обманчивы наши желания, о том, что прошлому лучше оставаться в прошлом, а настоящее надо ценить здесь и сейчас. Даже странно, что у произведения такая небольшая сценическая история: после постановки оперы в Камерном театре Бориса Покровского в 1983 году сегодня к ней обратились едва ли не впервые.
Фото © Омский государственный музыкальный театр