В Омском музее просвещения открылась выставка нано-арта.
В рамках фотопроекта «Лица Омска» музей показывает необычную выставку – «Нано-арт. Изобретение искусства». На ней представлено более 150 произведений Петра Борисовича ГРИНБЕРГА, ученого, изобретателя, в прошлом – генерального директора ЗАО «Омский институт организации и технологии производства двигателей». Его работы нельзя назвать только фотографией, поскольку снимку предшествовал процесс, вместивший в себя и научный опыт, и живопись, и многое другое. И картинка изначально была миллиметр на миллиметр.
– Есть ионно-вакуумная камера, там стоят катод и анод, – пытается объяснить очевидное для него и совсем не очевидное для нас Петр Борисович. – Катод – это металл, в частности бронза. Она бывает разная: и красная, и белая, и желтая, поэтому можно добиться разных сочетаний. Потом берется водорастворимая основа, которая выступает как анод. И если кратковременно плазменным потоком ее покрывать, то металл расплавляется, но надо, чтобы не успела расплавиться основа. Это буквально секунда. Что такое водорастворимая основа? Да обыкновенные конфеты, леденцы, лучше их ничего нет. И вот на этой конфетке начинаешь что-то дорисовывать, какие-то штрихи, получается этюдик. После конфета заливается водой, растворяется, и остается тонкая металлическая пленка, где-то 0,1–0,3 микрона. В этом-то и изобретение было, что я научился, в отличие от других, создавать тонкие металлические пленки, которые, когда они всплывают, я начинаю иголочкой как-то скульптурировать и одновременно фотографировать. Потом эту фотографию уже смотрю на компьютере: вот здесь у меня получилось что-то интересное, то, что я задумал или то, что даже не думал. Изображение дорабатывается в фотошопе, но там я не пользуюсь ничем, кроме кисточек и подбора цвета, для меня это принципиально.
ГРИНБЕРГ – один из немногих, кто доказал, что можно соединить сугубую науку и творчество. Вообще-то общепризнанным основоположником нано-арта является румынский ученый, ныне живущий в США, Крис ОРФЕСКУ. Но Петр ГРИНБЕРГ представляет свой собственный наномир. В отличие от формата изображения наноструктур, заданного Крисом ОРФЕСКУ и его последователями, свое видение наномира он доводит до ассоциативных образов, знакомых нашему восприятию. В его работах есть прямые отсылки к ШАГАЛУ, ЛИОТАРУ, ДАЛИ, ПИКАССО. Есть даже портреты реальных людей, например внука («Вадик, все впереди!»). Философские сюжеты: «Я памятник себе воздвиг», «Жертвенное искусство», «Свободен?», «И Он устал»; лирика: «Лунная рапсодия», «Свидание». «Осень»; токая ирония и юмор: «Джентльмен», «Взрыв мыслей», «Нана в шляпе». Перечислять можно много и долго.
Абстракция – отдельная тема, особенно абстракция черно-белая, созданная уже не с помощью бронзы, а с помощью алюминия. Это тогда, когда от пленки не остается ничего, кроме пятен. И автор, имея, конечно же, собственную трактовку изображения, оставляет зрителям путь – додумать, домыслить. В этом вообще творческий почерк ГРИНБЕРГА – «недорисовать», чтобы сделать зрителя соучастником творческого процесса.
– Развивая в своих работах концепцию интеллектуального искусства, Петр ГРИНБЕРГ предлагает каждому зрителю увидеть свой наномир, основанный на контекстном восприятии образов, собственных знаниях и ассоциативном опыте. Автор работ – квалифицированный мастер, с хорошо развитым чувством прекрасного, тонко чувствующий, умеющий выделить и воплотить некий почти мираж, неизменно создающий настроение и ощущение чуда, – говорит куратор выставки Ольга КАРЛОВА.
Выставка будет работать до 29 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ